На работу на велосипеде как на праздник

22 сентября — Всемирный день без автомобиля. Россиянам тоже предлагают отказаться от транспортных средств, потребляющих топливо. И, например, поехать «На работу на велосипеде». Давка в час пик в метро, пробки, платная парковка, ухудшение экологии… Но не только эти причины заставили нашего автора Дарью Ганиеву присоединиться к акции.
Юлия Глухова. Фото автора

Сколько раз в метро вы просматриваете социальные сети? А поднимаете глаза на попутчиков? Иностранцы отмечают российское «ограничение доступа»: перехватив чей-то взгляд, мы тут же опускаем свой. Конечно же, в телефон. Бесплатным Wi-Fi в вагонах, как подсчитали эксперты, пользуются больше миллиона человек. То есть каждый восьмой, если сравнить с общим числом пассажиров. Звукорежиссер Юлия Глухова решила пересесть на велосипед после того, как почувствовала зависимость от соцсетей.

- Я больше всего ценю возможность лишний раз не спускаться в подземку и одновременно избежать пробок, — рассказывает Юлия. — Езжу из Сокольников на Мосфильм по набережным: сначала Яузы, а потом Москвы-реки. От поездок в метро усталости на самом деле больше, чем от 20 км на двух колесах — бесплатный Wi-Fi провоцирует неизбежные пролистывания лент новостей и переписку на скорую руку со всеми друзьями сразу, которые утомляют еще больше. Сидячая работа перед монитором заставляет искать любую возможность отвлечься от экрана. Велосипед силой вырывает тебя из сети и дает уверенность и независимость, за что я ему благодарна.

Заряд положительных эмоций на целый день — важная психологическая причина, почему многие выбирают велосипед для ежедневных поездок, даже если это не всегда удобнее и быстрее. Достаточно прочитать публикации сообщества «На работу на велосипеде» «ВКонтакте». После прошлой акции 21 мая ее инициаторы (проект по развитию велокультуры в России Let’s bike it) каждую неделю рассказывали о людях, которые предпочитают двухколесный транспорт.

Максим Гомозов. Фото Юрия Рыхальского

«Велосипед прекрасно заряжает на весь рабочий день и поднимает настроение», — пишет Максим Гомозов, старший специалист отдела Digital Marketing в HeadHunter. Ради этого он готов каждый день крутить педали по 18 километров от Черемушек до Марьиной рощи, несмотря на отсутствие инфраструктуры: «К сожалению, у нас весьма активное движение на проезжей части, а велодорожек практически нет, поэтому ради своей безопасности приходится ездить по тротуарам, что сильно замедляет передвижение и добавляет напряжённости в поездку — приходиться следить, чтобы никого не задеть, приоритет всё же у пешеходов».

«В метро, как правило, очень сильная концентрация негатива или скуки. Приезжаешь на работу уже уставший или злой. А велосипед даёт отличный заряд бодрости утром!» — говорит Михаил Колибаба, режиссёр монтажа на CarambaTV. Его  маршрут — семь километров от Кропоткинской до Белорусской: «Я включаю музыку и по-настоящему получаю удовольствие от ежедневных поездок. Лично меня раздражают проблемы с грязью — если на улице мокро, то будешь весь в брызгах».

Михаил Колибаба. Фото Всеволода Ровинского

Луиза Нестерова, руководитель группы обучения розницы партнёрских сетей компании «Золотая Корона», проезжает до работы 15 километров — от пересечения Ярославского шоссе с МКАД до Динамо. Признаётся: «Основная проблема для меня — загрязнённый воздух в Москве, особенно на трассах. После длительных поездок я иногда кашляю, а в респираторе очень тяжело дышать. Но так сильно люблю велосипед, что иду на такие жертвы, а в пути мечтаю о светлом будущем Москвы с развитым прокатом автомобилей, электрокарами, общественным транспортом и, самое главное, велополосами».

Велополосы в Москве уже начали строить: летом они появились на Бульварном кольце. «Пять лет назад, когда родился проект, отношение к велосипедам было не самое лучшее, сейчас, конечно, ситуация очень изменилась, — говорит Владимир Кумов, куратор проекта Let's bike it!, один из инициаторов акции «На работу на велосипеде». — Даже чиновники уже почти не смеются над предложением строить велодорожки. Правда, впереди ещё длинный путь к удобной велоинфраструктуре». Без нее велодвижение в России вряд ли можно считать массовым: 21 мая 2015 года на работу на велосипеде приехало около 8 тысяч человек по России, из них 5 тысяч в Москве — в 5 раз больше, чем в 2014 году. Однако это все-таки очень мало: по данным телеканала «Москва 24», только 5% жителей столицы выбирает велосипед для поездок на работу, для остальных это прогулка или спорт. 

Луиза Нестерова. Фото Дениса Щепинова

Велоинфраструктуру Москвы можно улучшить, если, например, Департамент транспорта проанализирует маршруты участников того самого сообщества в соцсети. Станет очевидно, что остро не хватает велодорожек параллельно таким загруженным автомагистралям, как третье транспортное кольцо или Ленинградское шоссе, потому что ехать по ним велосипедисту все равно запрещают правила дорожного движения (п. 16.1). Из рассказов велосипедистов легко составить и список того, что мешает развитию велодвижения — хоть сейчас направляй в Министерство транспорта: загрязненный воздух, отсутствие велопарковок, высокие бордюры, незнание ПДД пешеходами и лихачество автомобилистов. Между тем такие, казалось бы, очевидные проблемы, как отсутствие душа, офисный дресс-код и, наконец, «в России полгода зима», большинство велосипедистов не заботят. 

Телеоператор Сергей Кузнецов на работу на велосипеде ездит круглый год. В холодный сезон, как автомобилисты, меняет резину на шипованную. Фотография у памятника Юрию Долгорукому (он озаглавил ее «Мы оба на конях») сделана, как уверяет дата в его Facebook, 1 января. Ежедневные поездки Сергея обычно составляют 7,5 километров, от Останкино до Савеловской, где находится редакция канала «Моя планета»:

- Однажды на съемке у меня отказал накамерный свет, так я достал свой велосипедный фонарь, с ним все отлично досняли. Вообще я заметил, что никогда не катаюсь на велосипеде, всегда езжу. Консьержка спрашивает: «Ты опять кататься? — Вообще-то я на работу...» Когда организм привыкает, перестаешь потеть. Сердце работает по-другому, и нагрузки не ощущаются, так что необходимость переодеваться отпадает.

Фото предоставлено Сергеем Кузнецовым

Впрочем, единомышленников в редакции Сергей пока не находит. А потому, может быть, и начальство не торопится сделать велопарковку. Акция «На работу на велосипеде», объясняет Владимир Кумов, была задумана с одной целью — вовлечь в велосипедизацию бизнес, заинтересовать компании поощрять сотрудников, которые ездят на велосипедах. Судя по итогам прошедших акций, получается. Хотя и медленным темпами. 

…Велопарковку у факультета журналистики МГУ установили несколько лет назад. Ее наличие сподвигло меня тоже отправиться на работу на велосипеде — редакция интернет-журнала «Татьянин день» располагается в смежном здании — домовом храме мученицы Татианы. «Как будто мне не на работу, а в парк гулять в выходной!» — первая мысль, стоит лишь отъехать от дома. Из Сокольников я решила направиться через Электрозаводскую по Бакунинской улице: параллельная Русаковская казалась более загруженной. Маршрут этот не рекомендую: оказалось очень много подземных переходов, причем без пандусов — велосипед пришлось тащить на себе. Путь занял полтора часа против получаса на метро. Зато обратный, через проспект Академика Сахарова и Краснопрудную — всего час с небольшим. Тоже дольше, чем на метро, но в 6 вечера, когда в вагон набивается до 300 человек, несомненно приятней. 

Кстати, на парковке перед журфаком мой велосипед оказался не единственным: МГУ, не дожидаясь старта информационной кампании, поддерживает новую, пока тестовую, акцию «На учебу на велосипеде» — в следующем году её собираются провести по всей России.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале