Измайловский лесопарк: в царскую вотчину на двух колёсах

С наступлением осени многие отправляют велосипед на балкон — на «зимнюю спячку». Однако закрывать велосезон в октябре все-таки рано: 300 станций московского проката будут работать до конца месяца. К тому же в ближайшую неделю Гидрометцентр обещает пасмурную, но не дождливую погоду. В последние дни «бабьего лета» наш автор исследовала Измайловский парк, чтобы узнать, насколько хороши его аллеи для неспешного катания и у каких достопримечательностей стоит остановиться.
 Схема маршрута из мобильного приложения Endomondo

Протяженность: ~ 20 километров

Время: 1,5-2 часа

Велопрокат: есть

Измайловский парк — пожалуй, лучшее место, где можно насладиться настоящей золотой осенью, не уезжая за пределы Москвы. Он не просто один из самых больших в столице (1534 гектара), но еще и наиболее «дикий». Обустроенный ПКиО занимает только треть пространства, остальное — густой естественный лес со статусом особо охраняемой природной территории.

Добраться до Измайлова со своим велосипедом можно на электричке Горьковского (ближайшие станции — Кусково и Новогиреево) или Казанского направления (Перово). В 2016 году запланировано открытие регулярных городских поездов по Малому кольцу Московской железной дороги, ветка которой идет параллельно западной границе парка. Пока же для тех, кому добираться на своем велосипеде сложно, альтернатива — прокат: он расположен у входа со стороны Московского проспекта, рядом с пересечением 1-й улицы Измайловского зверинца. В двух шагах — остановка автобусов №131 (идет от ближайшего к парку метро «Партизанская») и №7 («Партизанская» и «Перово»). Еще один прокат находится на аллее Пролетарского входа. У самого метро проката нет.

Продолжая серию «тестов маршрутов», я отправилась в Измайлово на велосипеде — из Сокольников по набережной Яузы. И сразу сделала ошибку: поехала по «встречному» направлению. Сойти с тротуара, пересечь проезжую часть, равно как и взойти на один из мостов, чтобы оказаться на правильной стороне, невозможно из-за потока машин. «Зебры» на Преображенской и Семеновской набережных нет вплоть до пешеходного моста напротив улицы Новая дорога. На нее мне и пришлось свернуть, чтобы ехать по Госпитальному валу и Семеновскому проезду. Обе улицы — не слишком удобные: по правой стороне проезжей части, где следует ехать велосипедистам, идут трамвайные пути. Проспект Буденного я пересекала по пешеходному переходу на светофорах, затем свернула на улицу Кирпичную — чуть менее загруженную, чем параллельное Измайловское шоссе. В общем и целом, сделала лишний крюк, поэтому обратно поехала более простым путем: Щербаковская улица, Большая Семеновская, Электрозаводский мост (как пешеход — рядом с велосипедом) и прямо до Сокольников по улице Гастелло.

Наибольшие трудности на маршруте (не только для велосипедистов, но и для всех остальных) составляет перекресток Окружного проезда и Щербаковской улицы, где проходит железнодорожный мост. Сейчас там ремонт, поэтому провезти велосипед по деревянным мосткам придется метров триста. Зато сразу после них — въезд в парк. Разметка для велосипедистов идет во всю длину Народного проспекта — аллеи, параллельной 2-й и 1-й улицам Измайловского зверинца.

В названиях этих дорог — память о зоопарке, созданном для царя Алексея Михайловича в окрестностях села Измайлова, которое Романовым подарил ещё Иван Грозный. Зверинец просуществовал до начала XIX века. В загонах содержались лоси, олени, медведи, а также редкие звери — дикие ослы, сайгаки, обезьяны. В то время зоопарк считался крупнейшим в Европе.

Сын Алексей Михайловича, Пётр I, в юности учился править ботиком на прудах Измайловского леса — в конце XVII века их было 37. Сейчас большинство прудов осушено: осталось лишь 13, среди которых Красный пруд. Однако в целом природный ландшафт леса мало изменился за три столетия. По-прежнему течет река Серебрянка, а на Лебедянском пруду стоит плотина.

В лесу полно неасфальтированных тропинок, которые могут завести в самую чащу. Есть и отличные велодорожки — целых 16 километров. Одна из них — Пасечная аллея (в старину неподалеку располагалась царская пасека): около 6 км практически прямой линии, которая прочерчена с запада на восток по центру лесопарка. На ней часто «гоняют» велосипедисты, поэтому следует быть осторожным.

Главная достопримечательность парка — собственно усадьба Романовых. Посетить ее имеет смысл уже после прогулки: на территорию музея-заповедника с велосипедами нельзя, парковка находится прямо перед воротами Государева двора XVII века.

При Алексее Михайловиче за этими белокаменными стенами открыли придворный театр — один из первых в России. При Петре I Измайлово — наоборот, остров старой России, свободный от преобразований энергичного государя. О былом величии напоминает монументальный Покровский собор — образец еще древнерусского стиля. Другие постройки, уже XIX века — чугунные арки, фонтан и здание бывшей богадельни.

Ансамбль царской усадьбы сильно пострадал в XX веке, когда здесь разместился рабочий поселок — Городок имени Баумана. Воссоздали Кремль в Измайлове в 2003 году как культурно-развлекательный комплекс. Его башенки видно от метро «Партизанская».

В заключение — несколько советов велосипедистам. Осенью опытные байкеры советуют надевать термобелье, а я — перчатки, шарф и шапку: холодный ветер в уши — страшно неприятно. Куртку лучше выбрать со светоотражателями — темнеет в октябре раньше. И, конечно, нужно поставить на колеса крылья, иначе все вещи можно сразу сдавать в химчистку.

Фото автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале