Совсем другой Робинзон

8 октября в российский прокат вышел фильм Ридли Скотта «Марсианин». В основе картины лежат два классических сюжета: рассказ о том, как общество спасает человека, попавшего в беду, и история выживания героя на необитаемой земле (робинзонада). Если первый сюжет использует стандартный для американского кино конфликт, то второй ярко иллюстрирует эволюцию ценностей, которую пережило западное общество за 300 лет.
История Марка Уотни принципиально противопоставляет себя «Робинзону Крузо» Даниэля Дефо

Завязка «Марсианина» сводится к несложной коллизии: из-за экстренной ситуации команда исследователей Марса вынуждена покинуть планету, бросив на ней предположительно погибшего члена экспедиции. Но брошенный астронавт Марк Уотни на самом деле не погиб и должен выживать, используя оставленное экспедицией оборудование до тех пор, пока не прибудет помощь с Земли.

С этого момента сюжет распадется на два самостоятельных повествования со своими героями, кульминациями и общей развязкой. Главная мысль «истории спасения» в фильме очень христианская. Она воспроизводит известную максиму Фёдора Достоевского, немного переиначивая её на свой лад: «Будущее самых масштабных научных проектов не стоит одной человеческой жизни». В ходе череды событий прагматичные и расчётливые менеджеры крупнейших космических организаций мира проявляют лучшие качества, и, в конце концов, весь мир принимает участие в экспедиции по спасению человека с Марса.

Сюжетная линия о выживании героя оказывается более оригинальной. Хотя с точки зрения новизны сюжета «Марсианин» — это классическая робинзонада, с точки зрения идейного наполнения история Марка Уотни принципиально противопоставляет себя роману-основоположнику жанра — «Робинзону Крузо» Даниэля Дефо.

На фоне большинства последующих робинзонад («Таинственный остров» Жюля Верна, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Остров Накануне» Умберто Эко) роман Дефо сильно выделяется типом авторской задачи. История о Робинзоне — это не просто приключение или художественное исследование психологии одиночества. «Робинзон Крузо» — манифест цивилизованного человека XVIII века. Это история о том, что европеец, придерживающийся определённых принципов, в самых безнадёжных условиях способен переломить ситуацию в свою пользу.

«Робинзон Крузо» — это история о том, что европеец, придерживающийся определённых принципов,
в самых безнадёжных условиях способен переломить ситуацию в свою пользу.
Иллюстрация Игоря Ильинского

В центре внимания Даниэля Дефо не приключенческие подробности, не психологический портрет героя и не уникальные особенности островной жизни. Дефо больше всего интересуют принципы, которые делают цивилизованного человека таким устойчивым и могучим. Именно им автор посвящает больше всего страниц. Эти принципы символизируют три ключевых предмета/действия героя, на которые писатель часто обращает внимание: дневник Робинзона, Библия и его постоянная работа по приспособлению различных предметов для своих нужд.

Знатоки философии могут заметить, что посредством трёх этих предметов/действий Робинзон организует свое взаимодействие с тремя сущностями, которые Иммануил Кант называл трансцендентальными идеями чистого разума: собственным «Я», Богом и окружающим миром. Говоря простым языком, Даниэль Дефо решает масштабную задачу — описывает внутреннюю философскую систему идеального (устойчивого и непобедимого) европейца своего времени.

По мнению Дефо, идеальное отношение к своему «Я» — это постоянная рефлексия, самоанализ, пристальное внимание к прошлому, извлечение из него нравственных уроков. Страницы дневника Робинзона, через который автор показывает напряженный процесс рефлексии, занимают большую часть романа. В конце концов, Крузо приходит к единственному верному, с точки зрения автора, отношению к себе и своей катастрофе — он начинает воспринимать ее как результат собственного несовершенства, как Божественный урок. После многих испытаний он приходит к мысли, что заключение на необитаемом острове — не наказание, а шанс на исправление.

По отношению к Богу единственно устойчивой позицией для цивилизованного человека оказывается постоянное общение. Библия — это единственная книга, которая осталась доступна Робинзону после кораблекрушения, и его единственный собеседник до тех пор, пока он не встречает Пятницу. В этой коллизии автор раскрывает важную мысль: даже в ситуации самого страшного и самого очевидного одиночества цивилизованный человек никогда не остаётся один — Бог всегда с ним и всегда находит способ общаться.

По отношению к Богу единственно устойчивой позицией для Робинзона оказывается постоянное общение.
Кадр из фильма «Робинзон Крузо» (1997)

Наконец, ключевой преобразующей и производящей силой по отношению к окружающему миру оказывается личная предприимчивость Робинзона. Многостраничные описания того, как герой приспосабливает обломки найденных на корабле вещей для хозяйственных нужд, сегодня вызывают у читателя зевоту, а в свое время воспринимались как главная изюминка романа и создавали Дефо славу мастера бытовой детали.

Если посмотреть на фильм «Марсианин» как на попытку сценариста Дрю Говарда и режиссёра Ридли Скота создать манифест нового цивилизованного человека Запада, то многие сцены фильма становятся понятнее и ярче. Сюжет фильма не просто обыгрывает классические робинзоновские ситуации — в некоторых местах он доходит до жестокой пародии на роман Даниэля Дефо.

Как и Робинзон Крузо, астронавт Уотни, оставшийся без средств связи с человечеством, начинает вести дневник (записывает видео). Однако содержание этого дневника принципиально отлично от дневника Робинзона. На том месте, где у Робинзона болезненная рефлексия, у Марка Уотни — мощнейшая самоирония. Самые драматические ситуации герой переживает с улыбкой и шутками: он находит в себе силы шутить и после разрушения жилого отсека исследовательской станции, и после взрыва, вызванного неправильной химической реакцией, и даже после чудовищной перегрузки. Это смех человека, привыкшего быть уверенным в своих силах даже в самой ужасной ситуации. «Я здесь не сдохну!», — уверенно заканчивает астронавт одну из дневниковых записей. Новый человек воспринимает заключение на Марсе не как урок, который преподносит ему Провидение, чтобы он изменился, а как вызов, challenge, с которым он может и должен справиться, оставшись самим собой.

Модель, по которой Марк Уотни выстраивает отношения с Богом, лучше всего раскрывает простое сравнение ситуаций. Робинзон Крузо, до попадания на остров не задумавшийся о Боге, открывает для себя Библию далеко не сразу, но когда начинает изучать, её содержание переворачивает его внутренний мир. Космонавт Марк Уотни также не сразу находит на марсианской исследовательской станции религиозный символ — деревянное распятие. Но находка вызывает у него совсем другую реакцию. Распятие тут же «идёт в дело»: космонавт нарезает его на щепки, чтобы сжечь их и завершить сложный химический опыт по синтезу воды из топлива для марсохода. Конечно, прежде чем пустить распятие под нож, герой отделывается полушутливым «Надеюсь, ты не будешь в обиде!» по отношению к Иисусу Христу, но говорит он это скорее из чувства политкорректности, чем из какой-то остаточной набожности.

На том месте, где у Крузо потребность в общении с Богом, у нового Робинзона прагматизм в духе Чарльза Пирса или Уильяма Джемса

На том месте, где у Крузо потребность в общении с Богом, у Марка Уотни, нового Робинзона, прагматизм в духе Чарльза Пирса или Уильяма Джемса. Религия и сам Бог рассматриваются им как инструменты, удобные для применения в некоторых ситуациях, но не представляющие собой абсолютной ценности.

Наконец, главной преобразующей силой по отношению к окружающему миру для нового Робинзона оказывается не предприимчивость, а научные знания. «Из задницы, в которую я угодил, меня может вытащить только наука!», — заявляет Марк Уотни в одной из своих видеозаписей. Наука позволяет ему вырастить картофель в закрытом парнике на Марсе, наука выручает, когда начинает заканчиваться вода, наука помогает наладить связь с Землёй. Эта составляющая характера нового Робинзона — самая предсказуемая: она отражает переход большинства современных стран к формации информационного общества. На примере Марка Уотни режиссёр показывает, что самой мощной преобразующей силой стала информация, а не человеческая активность.

«Марсианин» заслуживает внимания если не как художественное произведение, то однозначно как философский феномен, позволяющий лучше понять современный Запад. Ридли Скотт и Дрю Говард представили эталон нового цивилизованного человека — оптимистичного, прагматичного и информированного. Сотни восторженных рецензий, блестящие кассовые сборы и высокий средний балл на сервисах-интеграторах показывают, что режиссёр и сценарист попали в цель. А то, насколько новый Робинзон окажется устойчив и непобедим в реальной жизни — тема для отдельного разговора.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале