14 цитат Андрея Тарковского о вере и искусстве

Недавно я начал работать на книжном складе. Одна из моих обязанностей — списывать из базы данных книги, проданные в церковной лавке. Каждый раз, когда я садился за это дело, мне попадалось одно и то же название: Андрей Тарковский. «Страсти по Андрею. О Боге, о вере и искусстве» (Тюмень, «Русская неделя», 2014).
Почему эту книгу так хорошо берут?

Почему же эту книгу так хорошо берут — ведь в лавке есть много интересной литературы?

«Страсти по Андрею» — изначально планировавшееся название фильма «Андрей Рублёв». Вся книга составлена из различных записей выступлений и лекций знаменитого кинорёжиссёра, его воспоминаний и дневников. Кстати, дневники Тарковского совсем недавно были выкуплены Россией на аукционе и после этого появились в открытом доступе.

В рассуждениях автор очень откровенен, иногда даже категоричен. Создаётся ощущение, что Андрей Тарковский ясно понимал свою цель, но, стремясь реализовать свой уникальный дар, не претендовал на место пророка, учителя народов.

Вот некоторые цитаты из его записей.

«Человек, который не стремится к величию души — ничтожество. Что-то вроде полевой мыши или лисы. Религия — единственная сфера, отомкнутая человеком для определения могущественного». (5 сентября 1970 года)

«Нравственность — внутри человека. Мораль — вне и выдумана как замена нравственности».

«Пусть надежда — обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека». (9 сентября 1970 года)

Создаётся ощущение, что Тарковский ясно понимал свою цель, но не претендовал на место пророка, учителя народов

«Спастись всем можно только спасаясь в одиночку. Настало время личной доблести. Пир во время чумы. Спасти всех можно, спасая себя».

«Духовно, нравственную культуру создает не человек, талант которого случаен, а народ, исторгающий независимо от собственного желания из себя личность, способную к творчеству, к духовной жизни». (14 августа 1971 года)

«Талант не дается Богом, а Богом человек обрекается на то, чтобы нести крест таланта, ибо художник — существо, стремящееся к владению истиной в конечной инстанции». (5 декабря 1973 года)

«Человек вовсе не нуждается в обществе, это общество нуждается в человеке. Общество — вынужденная мера защиты, самосохранения. Человек должен, в отличие от стадного животного, жить одиноко, среди природы — животных, растений и в контакте с ними». (23 июня 1977 года)

«Человеку надо доплыть до противоположного берега моря, иначе он утонет. Морская вода — это Зло, а весла и лодка — Добро. Греби что есть силы — и доплывешь. Бросишь весла — и погибнешь. Человек существует так давно и до сих пор сомневается в самом главном — в смысле своего существования, вот что странно». (20 сентября 1978 года)

«Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю все Твое, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!» (10 февраля 1979 года)

«Талант не дается Богом, а Богом человек обрекается на то, чтобы нести крест таланта»

«Все русские гении думали о том, что их величие не может идти от плоской, бессмысленной почвы, и называли свою страну великой, а будущее мессианским. Они чувствовали, что они "глас народа", и не хотели быть "гласом вопиющего в пустыне", а хотели воплотить в себе суть если народа, то великого, если страны, то с великим будущим». (16 апреля 1979 года)

«Время — лишь способ общения, в него завернуты мы, словно в кокон, и ничего не стоит сорвать эту вату веков, окутывающую нас, с целью получить общие, единые и единовременные ощущения». (21 декабря 1979 года)

«Странно живут люди. Будто они хозяева положения — и не понимают, что им дан шанс – прожить её так, чтобы воспользоваться возможностью быть свободным. В этой жизни все ужасно, кроме принадлежащей нам свободы воли». (22 июня 1980 года)

«Свобода — это возможность уважать в себе и других чувство достоинства». (4 июня 1981 года)

«Я пришел к мысли о том, что искусство есть реакция человека (находящегося на одном из низких уровней) на стремление к высшему. И этот драматический конфликт (при неумении видеть путь) и есть содержание искусства, художественного образа». (13 ноября 1981 года)

Возможно, кто-то выбрал бы другие размышления автора, но мне запомнились именно эти. А книга может стать очень важной для многих верующих, ищущих Бога и просто думающих людей.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале