Чтение как болезнь, или Как стать христианином

На первом курсе филфака нам читали лекции о возрастной психологии и разных психических заболеваниях. В какой-то момент лектор произнёс: «Одним из признаков психических отклонений можно назвать чтение в самых неподходящих местах, например, в туалете». В этот момент студенты легли от хохота (те, кто видел списки литературы на филфаке, поймут причину этого смеха). Профессор задумчиво оглядел аудиторию и добавил: «Но к филологам это, наверное, не относится».
Одним из признаков психических отклонений можно назвать чтение в самых неподходящих местах. Но к филологам это, наверное, не относится. Фото — mimbarhadits.wordpress.com

Наш курс, наверное, был последним, кто учился по старым учебникам. Каждый раз после лекции или семинара в библиотеку устремлялся поток желающих познакомиться с творчеством Джона Донна или Никола Буало. Мне было немного тяжелее остальных: жителей Московской области не записывали в городские библиотеки. Не успел взять книгу в институте — добро пожаловать в читальный зал Ленинки или Исторички, где я провёл, наверное, полгода своей жизни. До сих пор на балконе лежит дипломат с выписками к диплому и диссертации. Никакого ксерокса — только тетрадные листы с широкими полями и авторучки разных цветов.

Потом в мою жизнь пришел интернет, ридер и планшет. Сейчас я почти не читаю бумажных книг, зато регулярно проверяю торренты и электронные библиотеки, чтобы узнать, какие книги по истории появились в сети. А ещё друзья помогли мне найти программу, с помощью которой можно копировать цитаты из книг сразу в текстовой файл.

Впрочем, эта колонка о чтении, а не о хороших пиратах.

В моей электронной библиотеке больше восьми тысяч книг. Конечно, там есть повторы, книга может быть в разных форматах, иногда программа видит в качестве отдельной книги главы из монографии. У меня нет задачи прочесть всё, но недавно я, не выходя из дому, написал популярную книжку по истории Церкви. В ней больше трёхсот ссылок на разные источники — все они были у меня дома. Да и многие статьи на «Татьянином дне» — результат работы с книгами.

Не успел взять книгу в институте — добро пожаловать в читальный зал Ленинки или Исторички

В среднем я читаю одну-две книги в неделю, не считая текстов по работе. Раньше опасался, что доступность качественных книг сделает мои тексты ненужными, но недавно понял свою ошибку. Большинство людей предпочитают жить вообще без знакомства с бумагой или электронным устройством, на которых нанесены буквы.

Недавно мой френд в социальных сетях спросил православных: «Откуда вы узнаете о своей вере, какие книги читаете?». Ответы людей меня поразили. Некоторые читали Новый Завет, святых отцов (чаще всего называли Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и Игнатия (Брянчанинова)), современных авторов (митрополита Антония Сурожского, протодиакона Андрей Кураева). Книги по истории Церкви, толкованию Библии, богословию подавляющее большинство опрошенных не интересуют.

Некоторые комментаторы идут ещё дальше: «Мне рассказывают люди. И ещё молитвы читаю. Евангелие, библию и другие книги не читала. Для меня всё в молитвах и внутренних ощущениях».

К счастью, это довольно редкий ответ в своём радикализме. Чаще можно прочитать такие фразы: «Я не против того, чтобы верующий человек был максимально образован теологически, но для меня главным является, чтобы человек был действительно верующим и старался жить по заповедям, что уже само по себе колосальный труд. К тому же до недавнего (с позиции истории) времени, часть населения нашей страны была безграмотной, но при этом искренне верующей». (Авторская орфография и пунктуация в цитатах сохранены.)

Для меня всегда были странными две вещи: то, что христианин может не прочитать Евангелие, и то, что люди предпочитают не читать книги, а слушать рассказы знакомых. Фото — pantoleon.ru

Напомню, вопрос был не о вере, а о знаниях. Для меня всегда были странными две вещи: то, что христианин может не прочитать Евангелие, и то, что люди предпочитают не читать книги, а слушать рассказы знакомых.

Помните анекдот? «— Мне так Паваротти не понравился: картавит, в ноты не попадает... — Вы были на концерте Паваротти? — Нет, мне Рабинович по телефону напел». Если студент-филолог на экзамене ответит, что Пушкина не читал, но однокурсники рассказали, он вряд ли сдаст экзамен. Если верующий человек не интересуется своей верой, сохранит ли он её при столкновении с жизнью?

Нас окружает такой поток информации, что остаётся либо нестись по течению, либо попробовать плыть туда, куда нужно. Но для этого придётся научиться плавать. Так что без самостоятельного чтения не обойдёшься.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале