В столице проходит выставка «Московское метро — подземный памятник архитектуры»

Выставочный проект рассказывает историю создания и развития метрополитена по очередям строительства и демонстрирует планы на будущее.
Фото: «Ведомости»

Московское метро открылось 80 лет назад — в 1935 году — и стало одним из грандиозных проектов Страны Советов. Выставочный проект «Московское метро — подземный памятник архитектуры» рассказывает историю создания и развития метрополитена по очередям строительства и демонстрирует планы на будущее. С отдельными станциями связаны драматические коллизии, интересные истории проектирования и оформления, повороты в судьбах архитекторов, художников, инженеров и строителей.

Посетители выставки, развернувшейся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева (Воздвиженка, 5/25), смогут познакомиться с уникальными материалами из фондов музея — это фотографии разных лет и более 200 графических листов с проектами станций, как реализованными, так и конкурсными. Фотографии и документы из архива и музея Московского метрополитена, а также материалы из Метрогипротранса — организации, занимающейся проектированием и строительством новых станций — важный раздел экспозиции.

Среди знаковых построек московского метро из собрании Музея показаны проекты архитекторов А.Н. Душкина («Маяковская», «Кропоткинская», «Новослободская»), братьев Весниных («Павелецкая», проект), А.В. Щусева («Комсомольская» Кольцевой линии), Д.Н. Чечулина («Киевская» Филёвской линии, «Комсомольская» Сокольнической линии), Н.Я. Колли («Чистые пруды»), И.Г. Таранова и Н.А. Быковой («Новокузнецкая»), И.А. Фомина («Красные ворота», «Театральная»), Б.М. Иофана («Бауманская») и других.

Проекты отдельных станций не раз показывали в России и за рубежом, но в таком количестве графика из фондов музея собрана вместе впервые, что-то специально отреставрировано для выставки. «Уникальность нашей коллекции в том, что эти листы — сугубо функциональны. Это вещи, которые создавались для прикладных целей, но со временем стали произведениями искусства. Они действительно имеют особую художественную ценность как архитектурная бумажная графика советского периода. Это такой уникальный материал, который не имеет аналогов, и других таких уже не будет — на бумаге больше не проектируют», — рассказывает куратор выставки Мария Костюк.

Проекты станций метро показывают, наконец, не только историю архитектуры московской подземки, но и советскую повседневность. Здесь можно увидеть моду эпохи, отношения между людьми и отношение человека к метро, уважительное и лёгкое одновременно.

Сегодня задача Музея архитектуры заключается не только в сохранении и изучении графического и документального наследия московского метрополитена, но и в привлечении внимания к самим станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства, объектам художественного наследия страны. Одной из задач проекта становится включение ансамбля главных станций московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В рамках выставки запланирована образовательная программа — лекции, дискуссии и кинопоказы.

Выставка продлится до 17 июля 2016 года.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале