Kristo leviĝis! Как празднуют Пасху в странах мира

Откуда пошла традиция троекратного целования, зачем пасхальный кролик прячет яйца в гнездо и почему колокола до Пасхи улетают в Рим? Как праздновали Пасху евреи, греки, германцы и славяне, а также Михайло Ломоносов и Сам Иисус Христос?

Древнейший праздник человечества

Так евреи защищались от десятой казни египетской

Почти все знают, что Пасха — это праздник в честь Воскресения Иисуса Христа, торжество жизни над смертью. Но в Евангелиях мы ещё до этого события неоднократно встречаем упоминания о Пасхе — например, в рассказе о Тайной Вечери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза. То есть праздник с таким названием отмечал и Сам Христос, причём до Своих страданий.

Пасха, или по-еврейски Песах, в переводе значит «миновал, обошёл». Этот праздник отмечался иудеями в память исхода евреев из Египта, когда Бог «обошёл» дома иудеев во время десятой казни египетской — уничтожения первенцев.

Предполагаемая дата Исхода находится между 2100 и 1050 годами до Рождества Христова — то есть три или пять тысяч лет назад. Иудейская Пасха праздновалась всегда в полнолуние после весеннего равноденствия — 14 дня месяца нисана (что в переводе с аккадского означает «первые плоды»). Однако существуют свидетельства, что евреи знали этот праздник и до Исхода из Египта, причём он был связан с культом плодородия. Таким образом, Пасха — один из самых древних праздников в истории человечества. Отсюда происходят и древнейшие пасхальные символы: кролик — у европейских народов, яйцо — у славян, маца (пресные лепешки, которые ели в дороге во время Исхода) — у евреев.

Пасха во времена Христа

Пасхальный седер (трапеза) в еврейской семье

Согласно библейскому рассказу об Исходе, накануне десятой казни египетской глава каждой израильской семьи должен был заколоть агнца — годовалого ягнёнка мужского пола — и обмазать дверные косяки его кровью, чтобы она оградила еврейских младенцев от смерти. Затем агнца привязывали к двум скрещенным кольям (один шёл вдоль хребта, к другому прикреплялись ноги), зажаривали на огне и должны были полностью съесть в семейном кругу в течение ночи, «не преломив костей», с пресным хлебом и горькими травами. Впоследствии этот обряд превратился в традицию. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства, а опресноки напоминал о скитаниях еврейского народа в пустыне. Пасхальный агнец назывался «пасхой» («песахом») — эту праздничную трапезу делили и апостолы с Христом в первые годы Его проповеди.

Но в Великий четверг Иисус изменил смысл праздника Пасхи, заменив Собой жертвенного агнца (ягнят в этот день только готовили к жертвоприношению). «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — пишет апостол Павел. Христа распяли на кресте, подобно агнцу, привязанному к скрещенным кольям, а Кровь Его, по вере христиан, спасла человечество от смерти, как кровь агнца спасла еврейских первенцев от гибели. В день казни Христа воины перебили голени распятым разбойникам, чтобы облегчить их страдания и ускорить кончину, но «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Так христианское толкование слова «Пасха» стало иным, чем в иудаизме: «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Однако в некоторых частях Греции и по сей день существует традиция зажаривать ягненка и рисовать его кровью крест на дверных косяках.

«Дорого яичко к Христову праздничку»

Пасхальная открытка 1917 года

О дате празднования Пасхи христиане много спорили. Сегодня она рассчитывается по двум календарям: католики и протестанты пользуются григорианским, православные (кроме Финляндской Церкви) — юлианским. Для обоих календарей правило одно: Пасха празднуется в первое воскресенье (Христос воскрес на следующий день за иудейской Пасхой, пришедшейся на субботу) после весеннего полнолуния, наступившего не раньше дня весеннего равноденствия.

Пасхальные обычаи и традиции христианских стран близки: красят яйца, пекут хлеб, зажигают огонь, совершают крестные ходы. Всё это символизирует вечную жизнь, свет и обновление.

В православии традиция дарить яйца связана с преданием о том, как святая Мария Магдалина подарила императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Красный цвет символизирует кровь распятого Христа и характерен именно для православной Пасхи. На богослужении в пасхальную ночь поется: «Пасха красная», прихожане и священство облачаются в красные одежды. По другой версии предания, яйцо Марии Магдалины было некрашеным, а император Тиберий, не поверив в Христово воскресение, ответил: «Скорее, это яйцо станет красным, чем я поверю в это!» — и яйцо действительно покраснело.

В Европе также принято красить яйца и дарить на Пасху друг другу. Помимо этого, существует традиция прятать яйца от детей, чтобы те их искали. В Сербии, так же как и в России, пасхальными яйцами «христосуются», разбивая их по очереди с обоих концов. Дети играют в «покатушки»: соревнуются, у кого дальше укатится яйцо.

Гнездо пасхального кролика

Дети по утрам в Пасху ищут «гнездо» пасхального зайца, который, по поверью, и прячет яйца от детей

В Европе, а позднее и в Америке, появилась традиция, согласно которой дети по утрам в Пасху ищут «гнездо» пасхального зайца, который, по поверью, и прячет яйца от детей. Эта традиция началась в XIV веке в Германии, а затем распространилась по всей Европе. Кролик как символ плодородия появился еще в языческие времена. В начале весны, в день равноденствия, чествовали богиню весны и плодородия Эостру, символом которой был заяц.

В христианские времена это поверье заменилось легендой: во время Всемирного Потопа Ноев Ковчег наткнулся на гору и пробил в днище дыру, а заяц заткнул ее своим хвостиком и спас ковчег от затопления. Немецкие дети верят, что теперь зайчик на волшебной поляне в непроходимой чаще леса варит в котелке магический отвар из пыльцы светлячков, чтобы раскрасить им пасхальные яйца. В Мюнхене есть даже музей пасхального кролика, где хранятся старинные полые фигурки зайцев из папье-маше: несколько столетий назад внутри каждого такого зайца был спрятан сюрприз — пасхальное яйцо.

В России пасхальный кролик не прижился, зато в некоторых регионах до сих пор принято выкладывать крашеные яйца в тарелку с зелёной травой (овсом или пшеницей), которую специально проращивают к празднику.

«Поцелуй в уста ради праздника Христа!»

Юные пакистанские христианки демонстрируют свои руки, украшенные браслетами и разрисованные хной, на праздновании Пасхи в христианском районе Исламабада. Пакистан, 4 апреля (Muhammed Muheisen / AP)

У многих народов начиная с пасхальной ночи в последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай происходит еще с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым», — пишет апостол Павел в Послании к римлянам.

На Руси бытовали пасхальные поговорки: «Целуй в уста — теперь нет поста!» и «поцелуй в уста ради праздника Христа».

Хлеб для Христа

В Великую среду в церкви благословляют яйца и закваску для выпечки цуреки — пасхальных плетёных булочек в форме креста

Традиция выпекать хлеб на Пасху существует у многих христианских народов. В православной традиции пекут кулич — «хлеб для Христа». Согласно Евангелию, после воскресения Христос приходил к ученикам во время трапез, а те оставляли для Него свободное место за столом. Так сложилась традиция освящать хлеб с изображением воскресшего Христа (артос) во время Пасхальной литургии, оставлять его в храме до Светлой субботы, а затем раздавать прихожанам. Артос хранят в течение всего года и вкушают в особых случаях — например, при болезни. Позднее в каждой семье стали печь свой пасхальный хлеб (кулич), таким образом встречая Христа.

В Англии пекут пасхальный торт — simnel cake, а утром в Воскресение к чаю подают hot-cross buns — особые круглые булочки с крестом. Их выпекают из сдобного теста с изюмом и цукатами. Также на Пасху подают шпинатный или рябиновый торт. В Италии пекут «голубку» — кекс в форме голубя с головой из яйца. Греки во время поста пекут особый пресный хлеб, лагана — такую лепешку можно купить в булочной только один раз в год, в Чистый понедельник. В Великий вторник выпекают сладкое печенье — кулураки. В Великую среду в церкви благословляют яйца и закваску для выпечки цуреки — пасхальных плетёных булочек в форме креста, по концам которого кладут красные яйца, а в середину белое.

Как колокола улетают в Рим

Колокольный звон на Пасху имеет особое значение

Как в России, так и во многих европейских странах, например, во Франции, существует традиция «молчания колоколов». В Великую субботу, после погребения Плащаницы, колокола умолкают до полуночи — благовеста к пасхальной службе. Во Франции же колокола «молчат» с Великой пятницы до дня Воскресения в знак скорби о распятом Сыне Божием. В эти дни взрослые объясняют детям, что колокола «улетели в Рим», а в день Пасхи сей семьей отправляются «посмотреть, как они возвращаются».

В России на Светлой Седмице разрешено звонить в колокола в небогослужебное время: ещё триста лет назад существовала традиция открывать колокольни для всех желающих позвонить.

Но не только звон колоколов имеет в Пасху символический смысл. В некоторых греческих храмах принято шуметь во время евангельского чтения о землетрясении в Иерусалиме после смерти Иисуса Христа. Люди устраивают символическое «землетрясение»: топают, хлопают, колотят палками по полу и лестницам, гремят сидениями скамеек так, что раскачиваются паникадила (люстры в храме).

Пасхальные костры и «перестрелки»

Пасхал

Пасхальный огонь также присутствует у всех христиан: он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы. Благодатный огонь в Иерусалиме известен с IX века; в последние годы его ждут накануне Пасхи во многих областях России и Украины. В Греции, как и в России, православные зажигают свечи ещё на богослужении, а после нередко уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Католики же перед началом Пасхальной службы зажигают Пасхал — особую свечу, которую используют в течение всей Пасхальной недели, а огонь от неё раздают прихожанам перед началом богослужения.

В Европе (такой обычай существовал и в дореволюционной России) возле храма или на центральной площади города разжигают большой костёр. С одной стороны, он, как и пасхальная свеча, символизирует свет и обновление, а с другой (например, в Греции и Германии) — сожжение Иуды. Этот огонь также напоминает о костре, у которого грелся апостол Пётр.

Кроме этого, взрывают петарды, фейерверки, хлопушки. Жители села Вронтади на острове Хиос в Эгейском море устраивают фейерверк-«перестрелку» между двумя церквами, стоящими друг напротив друга. У каждой церкви выкладываются петарды, которые взлетают одновременно и затем сталкиваются в ночном небе.

Крестный ход

Православные паломники зажигают свечи во время схождения Благодатного огня в церкви Гроба Господня, которая, как традиционно считается, была построена на месте распятия Иисуса Христа. Иерусалим, 3 апреля (Tara Todras-Whitehill / AP)

Крестное шествие в разных странах происходит по-своему. Например, в Испании мужчины и женщины несут пальмовые ветви: мужчины — простые, а женщины — украшенные сладостями. Каждый год испанцы соревнуются, чья семья изготовит лучшую пальмовую ветвь для крестного хода. В Пальме-де-Майорка на соборной площади разыгрывают Страсти Христовы, а в Жироне горожане надевают устрашающие костюмы и пугают прохожих танцами скелетов.

Даже в Греции Крестный ход не такой, как у других православных Церквей. В Лазареву субботу дети ходят по домам с песнями о Воскрешении Лазаря и собирают сладости и монетки. В Великую Пятницу по улицам проносят Плащаницу, украшенную лепестками роз — эта процессия называется «Эпитафия». До самой ночи оркестр или хор, возглавляющий «Эпитафию», исполняет духовные произведения. А во время Пасхального крестного хода люди не ходят вокруг храма: они идут по городским улицам на центральную площадь к костру для «сожжения Иуды».

В Римско-Католической Церкви во время Великого поста совершается особый крестный ход — богослужение Крестного пути, повторяющее путь Иисуса Христа на Голгофу. А пасхальный крестный ход проходит не до, а после Литургии.

В деревне Ломоносова бросали в воду тех, кто Пасху проспал

Мокрый понедельник во Львове

Во многих странах народные пасхальные традиции связаны с водой. Например, в Польше первый понедельник после Пасхи называется «Мокрым»: люди обливают друг друга водой, которая символизирует прибыль в хозяйстве, удачу и здоровье. В Швейцарии на Пасху украшают родники — символ новой и чистой жизни. В Украине девушки после разговения умываются водой, в которую кладут два крашеных яйца и медную монету — чтобы быть румяной. Михаил Васильевич Ломоносов вспоминал, как в его селе обливали водой или бросали в реку тех, кто проспал утреннюю Пасхальную службу.

На острове Керкира (Корфу) в Греции существует интересный обычай: в Пасху, в знак победы добра над злом, горожане разукрашивают добрыми пожеланиями глиняные горшки и сбрасывают с верхних этажей домов прямо на улицу. Прохожий должен взять на счастье черепок от разбитого горшка.