В «Манеже» открывается выставка советских киноплакатов

В экспозиции — уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времён Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х годов.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открывают выставку «История советского кино в киноплакате. 1919-1991». Проект подготовлен в рамках Года российского кино, сообщает пресс-служба ЦВЗ «Манеж».

В экспозиции более 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других.

Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссёр М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссёр А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссёр Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссёр Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссёр В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссёр Л. Гайдай,1971). Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919-1991» — редкая возможность познакомиться с афишами к этим фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката, сконцентрировавшего многие передовые идеи своего времени. История русского киноплаката началась в 1908 году, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей. Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино.

Выставка будет представлена четырьмя разделами:

1920-е годы

В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединил в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы. На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссёр Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссёр Я. Протазанов, 1924) И. Бограда и знаменитому «Броненосцу "Потёмкину"» (режиссёр С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.

1930-е — середина 1950-х годов

Для персонажей киноплакатов 1930-х годов характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни.

Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, о том, во имя чего стоило побеждать.

В 1950-е годы киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчёркивая торжественность момента истории.

В экспозиции будут представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссёр С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссёры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича, «Золушка» (режиссёр М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова и многие другие. На выставке также можно будет увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.

1956-1969 годы. Эпоха «оттепели»

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать своё мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, то стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчёркнутая условность графического языка.

Зритель сможет ознакомиться с работами к фильмам «Полосатый рейс» (режиссёр В. Фетин, 1961) Мирона Лукьянова, «Война и мир» (режиссёр С. Бондарчук, 1966) Евгения Гребенщикова, «Морозко» (режиссёр А. Роу, 1965) Василия Островского и другими.

Конец 1960-х — начало 1990-х годов


Расцвет киноплаката в этот период связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию.

Данный раздел выставки будет представлен афишами к таким фильмам, как «Чучело» (режиссёр Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссёр Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева, «Униженные и оскорблённые» (режиссёр А. Эшпай, 1991) Олега Васильева и другие.

Московский музей дизайна подготовил к выставке образовательную программу. В ней примут участие директор Московского музея дизайна Александра Санькова, арт-директор Электротеатра «Станиславский» Степан Лукьянов, исследователь истории плаката, автор монографий, бывший хранитель плакатного фонда Российской государственной библиотеки Нина Бабурина, искусствовед, художественный критик, Член МОА «Союз дизайнеров» Александр Шклярук, графический дизайнер Эрик Белоусов. Детские мастер-классы проведёт графический дизайнер Анна Астахова, создававшая плакаты для кинофестивалей.

Выставка продлится до 13 июня.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале