Фабрика мух: что исследует «Лаборатория Земля»

Увидеть звук и услышать свет, проявить собственную тень и наладить промышленное производство… мух. Политехнический музей совместно с австрийским центром Ars Electronica открыл выставку технических достижений современных художников. «Лаборатория Земля» ― что это, аттракцион для публики или катализатор инноваций?

Сквозь огонь и воду

Финнбоги Петурссон, «Земля»

― Здесь поставили колонку и начали на свечу гудеть, ― объясняет папа дочке принцип действия одного из экспонатов.

В общем, все так и есть: звукорежиссер Юлия Глухова записала на видео, как «танцует» пламя газовой горелки под воздействием звуковых колебаний. Кадры показывают: на низких частотах огонь изгибается по большой амплитуде, на высоких ― мелко, едва заметно дрожит.

― Пламя ― газообразная среда, поэтому в ней отлично видны звуковые волны, ― объясняет Юлия. ― Я случайно нашла этот эффект пару лет назад, потом долго экспериментировала со звуками и макросъемкой, брала в аренду разные камеры, в итоге снимала со сверхкороткой выдержкой.

Получилось что-то на стыке науки и искусства ― как и всё на выставке «Лаборатория Земля». То ли новый прибор для измерения длины звуковой волны, то ли еще одна аллюзия на древний и бессмертный символ. И действительно, обстановка располагает: темная комната, скамейки с пуфиками ― на огонь и воду, как известно, можно смотреть бесконечно... Кстати, обе эти среды могут делать видимым невидимое ― звуковые волны. С водой в экспозиции экспериментирует исландец Финнбоги Петурссон. Художник поставил колонки с двух сторон от искусственного озера и подсветил воду мощным прожектором ― созданная звуками рябь отражается на стене в виде причудливой сетки. Так, считает автор, можно измерить частоту пульса Земли.

Светомузыка и тенепись

 Проект Shadowgram

«Лаборатория Земля» собрала работы 20 художников со всего мира. Большинство ― лауреаты премии в области цифровых искусств Ars Electronica, которую проводит одноименный международный центр. Он был основан в 1979 году в австрийском Линце, чтобы исследовать, поощрять и пропагандировать «технологическое» искусство. Вроде того, что создает российский медиахудожник Дмитрий Морозов под псевдонимом ::vtol:: ― обладатель Prix Ars Electronica 2015.

Инсталляция Дмитрия ― это способ услышать свет. И даже ощутить физически ― как дуновение ветерка.

― Ой, только палец туда не суйте, ― вовремя предупреждает автор посетителей. ― Кровь пойдет ― там же вентиляторы, они больно бьют!

Механические лопасти и лазеры играют брейкбит. Принцип работы электронного синтезатора и прост, и сложен.

― Вращения вентилятора прерывают луч, прерывания луча формируют слышимые интервалы, ― рассказывает Морозов. ― Чем больше вентиляторов ― а в каждом ряду по шесть ― тем больше, в результате, накапливается количество миганий, и получается такой ритм.

Если светом можно играть музыку, то тенью ― фотографировать. Изобретение центра Ars Electronica ― Shadowgram. Световой короб в человеческий рост отображает только силуэты посетителей, которые фиксирует камера и, вместо печати, мгновенно передает на режущий плоттер, переводя фигуры на виниловые наклейки. Такая силуэтная аппликация XXI века. Стикеры можно забрать себе или оставить свой отпечаток на карте будущего ― соседней стене.

Искусство во имя будущего

 Джулиан Мелькиори, «Шёлковый лист»

«38,5% всей суши занято под сельское хозяйство», ― таким, если судить по надписи на стене, видят будущее создатели «тенеграма». Сейчас эта цифра ― всего 37,6%.

Как набрать недостающий процент, художникам отвечают их же коллеги: необходимо выращивать мух, уверен исландец Буи Бьярмар Аталстейнссон. Его мушиная фабрика умещается в небольшом холодильнике: слева ― личинки, справа ― сочные листья салата. Кто держал в детстве кузнечиков в банке, не удивится. Только вот автор предлагает не мух кормить салатом, а людей ― и салатом, и мухами: личинки насекомого черная львинка накапливают белки и жир, пригодные в пищу. Помимо этого, они производят почву, которая годится для выращивания овощей и фруктов.

Растения, впрочем, тоже можно делать из насекомых ― британско-итальянский инженер Джулиан Мелькиори изобрел синтетический лист из белков шелка. Причем включил в него натуральные хлоропласты ― теперь искусственный лист может участвовать в процессе фотосинтеза, как настоящий. С такими технологиями можно будет генерировать кислород, скажем, в невесомости, где растения живут плохо. Ну или хотя бы освежать воздух в интерьере.

Но, пожалуй, самый впечатляющий социально-значимый экспонат ― работа Массуда Хассани: миноискатель-перекати-поле.

Массуд Хассани, «Миноискатель»

Этот нидерландский промышленный дизайнер родился в столице Афганистана Кабуле. Ребенком мастерил ветряные игрушки. По тому же принципу спроектировал устройство ― шар, утыканный десятками бамбуковых ножек с пластиковыми подошвами. Довольно большой ― около полутора метров в диаметре и весом 80 килограммов ― он достаточно легок, чтобы перемещаться силой ветра, и в то же время тяжел, чтобы обезвреживать минные поля. Автор провел испытания своего прибора и выяснил, что при взрыве шар теряет всего пару ножек и может продолжать маршрут.

Но несмотря на простоту и дешевизну (конструкция Хассани стоит в 120 раз дешевле традиционных миноискателей, всего 60 долларов), идею дизайнера так и не приняли на вооружение ни в одной стране. Саперы указывают на существенный недостаток: устройство может работать только на ровной местности ― например, в пустыне ― и только когда дует ветер. А может быть, изобретения художника сегодня просто не воспринимают всерьёз, как это было во времена Леонардо да Винчи и Михайло Ломоносова, которые не разделяли искусство и науку…

Как бы то ни было, «Лаборатория Земля» будет интересна и физикам, и лирикам. Как сказал один из посетителей: «Кто-то на мух сморит, а кто-то ― на свечу во мраке».

Выставка работает до 25 сентября 2016 года по адресу: Берсеневский пер., д. 2, стр. 1, здание фабрики «Красный октябрь».

Фото Марии Макаровой

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале