Натурщица должна быть исполнительной и не капризничать

Мы часто видим их на картинах, восхищаемся или смеёмся. Но каково им в реальной жизни? О своей работе рассказывает официальная натурщица МГАХИ имени В.И. Сурикова, вне его стен — хореограф и тренер по фитнесу Олеся Аверченкова.

— Олеся, как случилось, что вы стали натурщицей?

— Это произошло внезапно. Среди моих знакомых были художники, мы с ними общались, и мне захотелось попробовать свои силы в ремесле натурщицы. Тогда я начала искать специальные группы «ВКонтакте», форумы… Как-то раз разместила резюме в одной из групп, и откликнулся довольно знаменитый художник, пригласил на коммерческие рисунки.

— Учатся ли как-то профессии натурщицы?

— Не существует профессии «натурщица», но есть такая работа. Конечно, этому нигде специально не учат, ты выбираешь позы по наитию. Есть общие моменты с позированием в модельном бизнесе, но для натурщицы необязательно быть красивой. Часто более популярными среди художников оказываются люди с особенностями внешности. Если художник умеет рисовать, к примеру, морщины, людей разной комплекции, он более востребован на рынке. Мои знакомые признаются, что им проще писать тучных людей, чем прорисовывать особенности строения худых или выдающиеся губы, особенный нос. Но необычную внешность рисовать всегда интереснее и полезнее для опыта.

— Какие качества важны в работе натурщицы?

— Во-первых, это выносливость и физическая подготовка. Я по основной профессии фитнес-инструктор и хореограф-постановщик, поэтому в хорошей спортивной форме. Но даже мне бывает очень сложно простоять в одной позе, чтобы не затекли мышцы. Нужно рассчитывать свои силы и не становиться в позу, которую ты не сможешь осилить. Вся ответственность за твоё здоровье ложится на твои же плечи. В статичном положении нагрузка на мышцы не меньше, чем при движении. Очень часто у натурщиков возникают проблемы с суставами, их мучают мигрени. Но художники очень заботливо относятся к своим натурщицам, так что никто не требует жертв. Всегда лучше попросить сделать перерыв, чем мучиться.

Во-вторых, натурщица должна быть исполнительной и не капризной. А то бывают такие, которым чай подай и вентилятор включи, тут им холодно, а некоторые заявляют с порога, что готовы только лежать. Важен человеческий фактор, характер. Человек должен быть радушным и коммуникабельным, располагать к себе. То же самое требуется от художника: это ему нужно установить с тобой контакт, узнать тебя, чтобы лучше понять и изобразить на рисунке. Так что последнее слово за натурщицей, от неё зависит, насколько удачную позу она примет и сможет ли преподнести себя как можно выигрышнее. С опытом ты уже знаешь, какие ракурсы лучше получаются на рисунке. Тут действуют те же законы, что и в фотографии. Например, нельзя, чтобы локти и колени смотрели на зрителя — это неудачная поза.

— Существует какой-то график работы? Наверняка есть ограничения по времени позирования?

— В Суриковском институте, где я в основном работаю, натурщица позирует пять дней в неделю в два сеанса с девяти утра до пяти вечера. Получается, с 9 до 12 и с часу до четырёх, между утренней и дневной частью — часовой перерыв. Такой график соответствует всем санитарным нормам, не запрещено прерваться на две минуты, чтобы размяться. Иной раз стоишь в какой-то позе и понимаешь, что нога затекла, переливается всеми цветами радуги — тогда, конечно, стоит отпроситься. Мы не должны себя калечить, мы же не статуи — живые люди, всё это понимают.

Многие натурщицы приходят как на развлечение и убегают, когда понимают, с какими трудностями в работе сталкиваешься. Вот художникам и приходится удерживать их путём заботы (смеётся). А некоторые занимаются этим всю жизнь, с понедельника по пятницу ходят как на работу. В Суриковке есть натурщик-легенда, он работает ещё с 70-х годов. Ему уже лет за 60, но он держит себя в форме.

Коммерческий рисунок устроен по-другому. Туда приходят взрослые люди, чтобы за деньги учиться рисовать раз в неделю в течение трёх академических часов по 45 минут с перерывами в 10 минут. Как правило, это два часа короткого рисунка, когда разные позы нужно держать от одной до 15 минут, и набросок — когда ты стоишь в одной позе. Тут я вольна выбирать позу. В институте процесс курирует преподаватель, он решает, какую вазу поставить, какую тряпку повесить, как изменить освещение. Часто бывает, что рисуют конкретно заданную позу. У одного преподавателя несколько мастерских, и в каждой по одной-две постановки. Студенты ходят и выбирают: могут за семестр нарисовать все постановки или каждый раз рисовать одну. У некоторых есть любимые натурщицы, которых на других не променяют.

— Как вы придумываете позы?

— У меня есть любимые художники, я часто ориентируюсь на их картины. Бывает, прихожу с готовой позой в голове, а настроение, погода не та. Поскольку я занимаюсь танцами, меня вдохновляет музыка, которую включают на постановке (от джаза до босановы). Однажды музыка сподвигла меня просидеть три минуты на шпагате (смеётся). Когда художники узнают, что я хореограф, просят принять какие-то танцевальные, балетные позы, или позы из йоги.Мне говорят время, а я должна понять, выдержу я или нет. Были моменты, когда чувствовала, что вот-вот упаду, но держалась из последних сил. Но по сравнению с танцами и фитнесом, куда ты вынужден приходить и с травмой, и с температурой, эта работа для меня скорее отдых. Она романтичная что ли, доставляет удовольствие. В моменты, когда меня пишут, я полностью свободна, могу подумать о своём, подышать, привести в порядок свои чувства. С таким бешеным ритмом жизни, когда спешишь с одной работы на другую, а потом на транспорт, чтобы не опоздать на третью, позирование становится отдушиной. Тут вся суета вокруг останавливается и находится время для меня.

— И вы не испытываете никакого дискомфорта оттого, что иногда позируете обнажённой?

— Нет, я танцовщица, а мы там часто переодеваемся все вместе, независимо от пола. К тому же для художника натурщица — всё равно что ваза, он воспринимает её как объект для творческого поиска, а не как женщину. Художникам запрещено нас трогать и подходить слишком близко, но можно рассматривать. Ближе всего к реальности подходят те художники, которые не сразу бросаются рисовать, а прежде обходят со всех сторон модель, подолгу сидят и запоминают. Мастерство художника состоит в том, чтобы схватить натуру как можно более похоже и привнести особенности своего стиля. При этом важно угадать характер, а для этого необходимо установить с человеком контакт, узнать его получше. Прежде всего, художник должен быть пытливым, а также хорошим психологом. Я тоже наблюдаю за художниками. Это совсем другой мир, в чём-то странный, непонятный остальным людям. Они непредсказуемые по характеру, вспыльчивые, эмоциональные, у них особый стиль в одежде. Однажды студент невозмутимо порвал работу за неделю до сдачи из-за того, что кто-то посмеялся, как ему показалось. Но я вдохновляюсь ими, они приглашают на свои выставки, знакомят с интересными людьми, рассказывают неизвестные подробности из жизни великих художников…

— И не было прецедентов, чтобы кто-то пытался переступить границу?

— Бывало, что приглашали на свидания, чтобы обсудить творческие планы (смеётся). Но всегда можно всё объяснить, это порядочные люди. Встречаются мошенники, которые пишут мне в Интернете под видом профессионалов, но я уже научилась отличать их от художников. Обычному художнику неинтересно знать, как ты выглядишь в обнаженном виде, он может по фотографии в одежде всё представить.

Неадекватные люди встречаются и среди натурщиков. Это, скорее, женская профессия, а если нужен мужчина, то его ищут через знакомую натурщицу. Потому что на эту работу часто рвутся не совсем здоровые люди, эксгибиционисты, которые хотят показать своё тело. Им даже денег не надо, дай только себя продемонстрировать.

В профессии в основном люди от 20 до 40 лет. До 18 лет профессионально позировать, конечно, запрещено. Чужих детей практически не рисуют — их труднее к себе расположить, в основном обращаются к детям знакомых. Потом, очень юные и стесняются больше. Есть возрастные натурщики, которые давно позируют и соглашаются уже на любую постановку.

Особых требований к внешности нет, но с театральным макияжем приходить нежелательно. Татуировки и пирсинг только приветствуются, нарасхват лысые натурщицы. Если решишь сменить прическу — лучше предупредить, то же самое касается комплекции. Однажды я за неделю похудела на пять килограммов, это было очень заметно и помешало постановке, в которой меня представляли по-другому. Позировать в скульптуре сложнее: там просят изогнуться так, как несвойственно женщине-змее в цирке. Но в каждом виде искусства свои цели, свои особенности, и мне хотелось бы попробовать себя в этом тоже.

Беседовала Дарья Лабутина

Фото из архива Олеси Аверченковой

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале