Скончался польский режиссёр Анджей Вайда

Знаменитый режиссёр, которого называли «отцом польского кинематографа» и «совестью польского народа», скончался на 91-м году жизни.
Фото: Culture.pl 
Анджей Вайда будет похоронен в Кракове на Сальваторском кладбище, сообщает ТАСС.

Сообщается, что похороны пройдут на следующей неделе, но точная дата пока не назначена. Прощальная месса состоится в местном костеле святой Анны, также запланирована встреча в память о Вайде в Музее японского искусства и технологии Манггха в Кракове.

Представляя несколько лет назад свою картину «Аир» на Берлинском кинофестивале, Анджей Вайда вспомнил хасидскую притчу о старике, к которому зачастила смерть. Она придёт, а он занят делом — пишет, читает. Смерть посмотрит-посмотрит и уйдёт со словами: «Зайду в другой раз. Сейчас ему не до меня». Вайда тогда заметил: «Такое отношение к жизни и смерти мне нравится».

Биография режиссёра

Анджей Вайда родился в 1926 году в польском городе Сувалки. После войны он поступил в Академию изобразительного искусства в Кракове. Не закончив академию, Вайда поступил на режиссёрский факультет Киношколы в Лодзи.

Во время учёбы в киношколе Анджей Вайда снял три короткометражных фильма — «Злой мальчик» по рассказу Чехова, «Когда ты спишь» (оба — 1950) и документальный фильм «Ильжецкая керамика» (1951). Будучи студентом, он работал ассистентом режиссёра, вторым режиссёром, стал соавтором сценария картины «Три повести» (1953).
На фоне афиши своего фильма «Земля обетованная», 1975 г. Фото: ТАСС 
В 1954 году вышел его первый фильм «Поколение», который, как считают специалисты, положил начало «польской школе кино». Главная тема фильма — противостояние человека тоталитаризму.

Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Летучая» (1959), «Самсон» (1961), «Пейзаж после битвы» (1970), «Корчак» (1990), «Перстень с орлом в короне» (1992), «Страстная неделя» (1995).

Вайда снимал также лирические картины и сатирические комедии «Невинные чародеи» (1960) «Охота на мух» (1969), «Березняк» (1970), «Барышни из Вилько» (1979).

Немалое место в творчестве режиссёра занимали экранизации литературной классики, как польской, так и мировой — «Свадьба», «Сибирская леди Макбет», «Бесы», «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Пан Тадеуш».
На съёмках фильма «Пан Тадеуш», 1999 г. Фото:  AP Photo/Czarek Sokolowski 
Заметный общественный резонанс вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Дантон» (1982).

В 1990-е годы Вайда снова обращается к теме войны и оккупации в фильме «Страстная неделя» (1995). Фильм получил Серебряного медведя на МКФ в Берлине в 1996 году.

В 2007 году вышел фильм Анджея Вайды «Катынь», который стал первым кинематографическим рассказом о судьбе польских офицеров, которые были расстреляны в 1939 году в Советском Союзе. Сам режиссёр называл ленту «самым трудным фильмом» своей жизни.

Последняя работа Анджея Вайды — биографический фильм «Послесвечение» о художнике Владиславе Стшеминьском — выйдет на экраны в начале 2017 года.

Своим главным произведением Вайда считал картину «Пан Тадеуш» (1999) — экранизацию одноимённой поэмы Адама Мицкевича. Свидетельством тому — массовый прокатный успех фильма. За несколько месяцев демонстрации в Польше фильм посмотрели 12,5 миллиона зрителей — 60% всего населения страны.
Президент России Дмитрий Медведев награждает Анджея Вайду орденом Дружбы, 2010 г. Фото: EPA/LESZEK SZYMANSKI 
Фильмы Анджея Вайды открыли кинематографу имена Збигнева Цыбульского, Даниэля Ольбрыхского, Кристины Янды, Анджея Северина, Войцеха Пшоняка и других звёзд польского кино.

В 1954 году Анджей Вайда впервые приехал в Москву. Потом он ставил «Бесов» в «Современнике», не раз посещал ММКФ, получил «Золотого орла» за вклад в кинематограф, представлял в Санкт-Петербурге выставку, посвящённую Фёдору Достоевскому.

На одном из фестивалей польского кино «Висла» за фильм «Аир» Вайда получил награду Гильдии киноведов и кинокритиков России. Вайда любил и знал русскую литературу. Более 30 лет он посвятил исследованию творчества Достоевского (Вайда — автор книги «Достоевский. Театр совести». Режиссёр не раз ставил «Бесов», «Идиота», «Преступление и наказание». Он цитировал фразу Порфирия Петровича, обращённую к Раскольникову, о том, что у кого есть совесть, тот будет в этой совести видеть своё наказание. Он считал, что нет другого такого писателя, который сумел так понять русскую душу. «Нужна большая смелость, чтобы поляку сделать русский фильм. Наша схожесть только внешняя, наша дорога до друзей-москалей длиннее, чем до Европы, где мы чувствуем себя, может быть, немножко обиженными, но на своём месте», — говорил Вайда.

За свою долгую творческую жизнь Анджей Вайда получил практически все существующие в мире кино награды. Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий. Четыре фильма Вайды попадали в число номинантов на «Оскар» — «Земля обетованная», «Барышни из Вилько», «Человек из железа», «Катынь». В конце сентября 2016 года оскаровская комиссия Польши выдвинула последнюю картину Вайды «Послеобразы» на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале