Археологи установили подлинность Гроба Господня

Уже десятки лет археологи, историки и священнослужители разных конфессий спорят о том, действительно ли храм Гроба Господня стоит на том самом месте, где был, как рассказывают Евангелия, похоронен Иисус Христос перед Своим вознесением. Ведь Иерусалим не раз разрушался и отстраивался заново, так что ответ на этот вопрос нужно искать глубоко под самыми древними из камней.
Учёные, исследующие в Иерусалиме место погребения и воскресения Иисуса Христа, заявили о подлинности местонахождения Гроба Господня.

«Содержание гробницы обеспечивает полное доказательство того, что место поклонения, к которому приходят современные паломники, является той же самой гробницей, обнаруженной в IV веке», — приводит The Independent слова археолога Фредрика Хиберта из National Geographic.

Этот вопрос является предметом многолетнего спора археологов и теологов. Храм Воскресения Христова неоднократно разрушался в результате пожара, землетрясений и войн, а затем его вновь отстраивали, поэтому в сохранности места погребения возникали сомнения.
Фото: National Geographic 
После первого за почти 500 лет вскрытия Гроба Господня под белой мраморной плитой археологи обнаружили полку из известняка, на которой, вероятнее всего, находилось тело Иисуса Христа. Однако затем учёные увидели ещё одну, ранее неизвестную, мраморную плиту с выгравированным на ней крестом. Он, предположительно, был нанесён в XII веке в эпоху крестоносцев.

«Вторая мраморная плита, находившаяся под толстым слоем пыли, вызвала у нас огромное удивление. Мы понятия не имели, что она там может находиться. Плита была серого, а не кремово-белого цвета, в середине был прекрасно вписанный крест. Именно эта плита и может считаться доказательством подлинности гробницы», — сказал Хиберт.

Он добавил, что анализ полученных данных займет месяцы, но команда исследователей надеется создать виртуальную реконструкцию, доступную для публичного просмотра.

Место погребения Иисуса Христа было обнаружено спустя три века после распятия посланцами римского императора Константина, провозгласившего христианство государственной религией. Пещера, где находился Гроб Господень, была обретена под основанием языческого храма, построенного по указанию императора Адриана, повелевшего создать новую колонию на месте Иерусалима, разрушенного римлянами в 70 году н.э.

Реставрация кувуклии Гроба Господня

Реставрационные работы в кувуклии — часовне, возведённой над Гробом Господним в храме Воскресения в Иерусалиме, начались 22 марта 2016 года, вскоре после того как Иерусалимский патриарх Феофил подписал соглашение о сотрудничестве в рамках данного проекта с Национальным политехническим университетом Афин.
Фото: National Geographic 
Основные работы начались в первой половине мая. По предварительным подсчётам, они завершатся в начале 2017 года. Во время проведения работ доступ к кувуклии для паломников открыт.
Техническое обследование кувуклии, результатом которого стало решение о начале реставрации, выполнили специалисты Афинского национального политехнического университета по поручению Иерусалимского патриархата с мая 2015 г. по январь 2016 года.

Эксперты признали, что ежедневное разрушающее воздействие на кувуклию оказывают тепло от горящих свечей и влага от дыхания многочисленных паломников. На  сегодняшний день, полагают специалисты, необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы, а сама конструкция по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально устанавливались как временная мера.

Помимо термического напряжения в плитах, следствием длительного горения свечей стали накопления маслянистых отложений и копоти. Кроме чисто эстетических причин для их удаления существуют физико-химические. Маслянистые отложения, по мнению учёных, создают благоприятную среду для окислительных реакций, приводящих к дальнейшему разрушению поверхностей часовни. Вследствие этого возжигание лампад и свечей в непосредственной близости от стен кувуклии предлагается в дальнейшем запретить или проводить на достаточном от них расстоянии.

Заменены будут лишь хрупкие или разрушенные детали сооружения. Всё остальное в ходе работ очистят или укрепят.

История возведения кувуклии

Слово «кувуклия» обозначает «гробница», от греческого Κουβούκλιον, «опочивальня». Это часовня из желто-розового мрамора площадью 6 на 8 метров, воздвигнутая над Гробом Господним и приделом Ангела — местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа жёнам-мироносицам.
Храм Гроба Господня 
Об этом событии известно из Евангелия. Так описывает его апостол Матфей: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28: 2—6).

В стенах придела Ангела есть два отверстия диаметром меньше полуметра. Во время церемонии «Святого света» — после схождения Благодатного огня — через них Иерусалимский патриарх передаёт святыню верующим наружу. Сквозь окно с северной стороны святыня переходит к православным, сквозь окно с южной стороны — к армянам.

Храм Гроба Господня находится в совместном пользовании Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и католического ордена святого Франциска.

Богослужения проходят ежедневно в установленном порядке. Первыми совершают литургию православные — непосредственно на Гробе Господнем, верхняя плита которого является престолом, левая часть используется как жертвенник. Затем проходит армянское богослужение, во время которого на поверхность Гроба помещают особую деревянную доску. Третьими служат католики, используя стол, который возлагают на Гроб или ставят перед входом в кувуклию.

В храме есть и владение коптов — небольшая часовня, или коптский придел, пристроенная к кувуклии с запада, со стороны, куда была обращена глава Христа.