Названы самые популярные российские фильмы и актёры XXI века

Портал КиноПоиск совместно с аналитиками «Яндекса» составил обзор событий мира российского кино в 2001-2015 годах. Соответствующий отчёт опубликован на сайте сервиса.
Кадр из фильма «Легенда №17» 
Чего достигли российские кинематографисты за первые 15 лет нового века? Сколько сняли картин и сколько на них заработали? Сколько появилось новых звёзд? Какие фильмы полюбились широкой аудитории, а какие получили признание на мировом уровне? Аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных kinopoisk.ru составили подробный обзор того, что происходило с российским кино в 2001-2015 годах.

Смех и пафос. Какие жанры предпочитают кинематографисты и зрители

Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне (у них самый высокий средний рейтинг). В основном такие картины относятся к драмам («В августе 44-го», «9-я рота», «Сталинград», «Битва за Севастополь» и другие), но встречаются и комедии (например, «Пять невест»).
Соотношение популярных жанров и количества фильмов по годам
Популярности военных фильмов есть несколько объяснений. С одной стороны, подобные ленты продолжают традиции классического советского военного кино и напоминают зрителям о героях прошлого. С другой стороны, они сочетают в себе зрелище, адресованное зрителям разных полов и поколений: тут есть и драматические обстоятельства, которые провоцируют актеров на создание сложных образов, и эффектные батальные сцены, требующие высоких затрат и нестандартных технических решений. Нельзя забывать, что в России, как и за рубежом, зрители ходят в кино либо за лёгким времяпрепровождением (отсюда стабильный интерес к комедиям), либо за определённого рода визуальным аттракционом, который до пришествия на российские экраны IMAX заменяли именно сложнопостановочные фильмы о войне.

Великолепные пятёрки. Какие картины пользуются популярностью у зрителя

Для определения значимости фильма были выбраны три критерия — кассовые сборы, количество оценок и рейтинг на КиноПоиске.
 
Сборы 
Самым кассовым фильмом нового века оказался «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Его проект стал и первым отечественным фильмом в формате IMAX. Это побудило зрителя, скептически настроенного по отношению к отечественному кино, сходить в кинотеатр, чтобы, в том числе оценить умение российских кинематографистов работать с новыми технологиями.
 
Рейтинг
Однако самые кассовые фильмы далеко не всегда становятся самыми популярными у зрителей.
 
 Количество оценок 
Так, спортивная драма «Легенда №17» про победу советской сборной по хоккею не попала в пятёрку самых кассовых фильмов, однако возглавила два других топа — по рейтингу и по количеству оценок. У картины был широкий — 1400 копий — прокат, однако популярным и любимым его сделали в первую очередь ностальгия по советским победам, крепкий сценарий и сильные актерские работы. В итоге «Легенда №17» стала одним из двух российских фильмов последних 15 лет (вместе с комедией «О чём говорят мужчины»), которым удалось преодолеть планку в 100 тысяч пользовательских оценок. Картина с Данилой Козловским также стала лидером и по среднему рейтингу на КиноПоиске — 8.03 балла.

Львы, пальмы и медведи. Российское кино на международных фестивалях

Российское кино пользуется популярностью и за рубежом, регулярно посещая влиятельные кинофестивали. Самый любимый режиссёр международного киносообщества — создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Каждая его картина была неоднократно отмечена за рубежом, с ним же были связаны все российские значительные успехи в Каннах. А номинация его «Левиафана» на «Оскар» стала поводом для ожесточённых споров внутри страны.

Организаторы Берлинского кинофестиваля редко включали фильмы из России в основной конкурс (и только две картины за последние 15 лет ушли с него с наградами), но авторское и экспериментальное кино регулярно появлялось и появляется в программах «Форум» и «Панорама». Отборщики Берлинале обращали внимание на работы Игоря Волошина, Анны Меликян, Алексея Мизгирёва, Светланы Басковой.
 
 Награды российского кинематографа за 15 лет 
Самым «лояльным» к российскому кино из мировых смотров остаётся Венецианский фестиваль.

Если в Берлине и Каннах отечественные фильмы за 15 лет так и не получили главного приза, то в Венеции «Золотой лев» доставался российским режиссёрам аж дважды (Звягинцеву за «Возвращение» и Сокурову за «Фауста»). Всего же с фестиваля наши фильмы, которые регулярно попадают в основной конкурс, увезли восемь наград.

Однако Венеции не переплюнуть показатели Московского международного фестиваля: смотр в столице России давно не является событием мирового масштаба, но его основная программа традиционно включает громкие российские премьеры, а интернациональное жюри регулярно отмечает их наградами.

О любви, коротко. Как называют отечественные фильмы

«Любовь», «день» и «жизнь» — эти простые слова чаще всего можно увидеть на афишах российских фильмов. В России решение о названии по-прежнему чаще всего остаётся за продюсерами картины и зависит от их предпочтений, а не от усилий маркетологов. К тому же, если в Голливуде одинаковые названия могут оспариваться студиями через Ассоциацию кинопродюсеров, то российский зритель вынужден путаться, выбирая отечественный фильм для просмотра. Две «Звезды» (2002 и 2014 годов), два «Жить» (2010 и 2011 годов) — и правда, как тут разобраться?
 
Отечественные авторы становятся всё лаконичнее: эксперименты с длинными названиями российский кинематограф ставил только в начале 2000-х. Тогда доля картин с названиями из семи слов и длиннее могла достигать 3-6%. От громоздких конструкций вроде «Эмигрантка, или Борода в очках и бородавочник», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Не делайте бисквиты в плохом настроении» и просто «Особенностей национальной охоты в зимний период» российские кинематографисты перешли к коротким и хлёстким односложным вариантам, которые, согласно некоторым исследованиям, лучше запоминаются. В последние годы длинные названия встречаются в лучшем случае у 1% фильмов.

Мужское царство. Главные люди в российском кино

Рейтинг российских кинематографистов, составленный по популярности фильмов на Кинопоиске, — преимущественно мужской. Это логичное отражение ситуации в отечественном кино: традиционно женщины работали в основном в авторском, не доходящем до широкого зрителя сегменте. Самым заметным фильмом, снятым женщиной за изучаемый период, остаётся «Питер FM» Оксаны Бычковой, и это скорее исключение, подтверждающее правило. В последнее время как режиссёров женского пола, так и продюсеров-женщин становится всё больше, а значит, есть шанс, что их будет больше в подобном рейтинге через 15 лет. Пока же единственной женщиной в списке стала актриса Оксана Акиньшина — благодаря запоминающемуся дебюту в «Сёстрах» и последующему участию в драме «Высоцкий. Спасибо, что живой» и популярной романтической комедии «Восемь первых свиданий».
 
Остальные места в списке актёров распределились между мужчинами, которым в силу разного возраста и типажа практически не приходится конкурировать за роли. Самым разноплановым остаётся Константин Хабенский, одинаково любимый зрителями и в массовых комедиях, и в фестивальных драмах, и в фэнтези про «иных». Самый молодой, но уже сверхвостребованный участник списка — Данила Козловский, которого уже сейчас можно сравнить по популярности с тем же Хабенским.

Рейтинг режиссёров представляет собой своеобразную модель российского кинематографа в миниатюре. На верхней строчке — пионер в области массового кино Тимур Бекмамбетов. За авторское кино в списке отвечают Алексей Балабанов, каждый фильм которого становился предметом жарких споров, и Андрей Звягинцев, один из самых известных за рубежом молодых российских режиссёров. Пожалуй, самое неожиданное имя в рейтинге — Сергей Бодров-мл., чья жизнь трагически оборвалась ещё в 2002 году. Его единственная режиссёрская работа «Сёстры» обеспечила ему внимание и любовь зрителей, а также высокие оценки от пользователей КиноПоиска.

Бригада интернов. Какие сериалы пользуются популярностью у зрителя

Если в начале нулевых ежегодно появлялось около 50 сериалов, то к концу описываемого 15-летнего периода объёмы сериального производства увеличились в пять раз. Потребность зрителя в контенте постоянно росла, и телеканалы начали экспериментировать с форматами и адаптировать зарубежные сериалы. Так росла конкуренция и возникла необходимость создания новых студий, специализирующихся исключительно на телевизионных историях. Однако наиболее высокие оценки пользователей заслужили не скроенные по готовым лекалам ситкомы, а экранизация классики («Идиот») и оригинальная история про Одессу конца 1940-х («Ликвидация»).
 
Продолжительность сериалов с наибольшим количеством оценок 
Самым же оцениваемым (и постепенно терявшим свой рейтинг на протяжении лет) стал, наоборот, комедийный сериал о буднях врачей — «Интерны» (больше 80 тысяч оценок). Он обогнал по количеству оценок даже культовую «Бригаду» (больше 72 тысяч оценок). Кстати, время «Бригады» постепенно прошло: если в начале нулевых на телевидении правили бал криминальные детективы и боевики, то сейчас на первое место вышли всё те же комедии и драмы.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале