Гуманоиды и гуманизм

Фильм «Притяжение» об инопланетном вторжении в Чертаново, снятый Фёдором Бондарчуком по сценарию Олега Маловичко и Андрея Золотарёва, грозил стать очередным фантастическим боевиком с натянутым сюжетом, плоскими характерами и дорогими спецэффектами. На счастье зрителей, он оказался богатой на смыслы драмой. Выделиться на фоне представителей жанра ему помогла не только остросоциальная проблематика, но и местный колорит.

Любая, даже самая смелая фантастика на деле повествует о человеческих взаимоотношениях. Так и у Бондарчука: фильм об инопланетянине оборачивается высказыванием на тему терпимости и человеколюбия, завёрнутым в красивую упаковку. Все спецэффекты ограничиваются падением на спальный район космического корабля и несколькими драками в футуристических костюмах, так что идти в зал IMAX необязательно. Основное внимание сфокусировано на полных иронии диалогах старшеклассницы Юли (Ирина Старшенбаум) с отцом, друзьями, пришельцем.

Инопланетная маскировка понадобилась продюсерам, чтобы заинтересовать подростков и любителей зрелищного кино. На них рассчитана и музыкальная подборка: Баста, L’One, Макс Корж, «Грибы», «Скриптонит», ― эти имена рэп-исполнителей, знакомые потенциальным зрителям «Притяжения», рискуют угодить в плейлист их родителей. Авторам фильма парадоксальным образом удаётся сделать привлекательной субкультуру, родившуюся во дворах серых многоэтажек и чертановских гаражах. Несмотря на все их хулиганские выходки, вызывают симпатию и персонажи молодых артистов Никиты Кукушкина, Александра Петрова, Евгения Сангаджиева ― своего рода инопланетяне для рафинированной части аудитории.

Другое открытие совершает героиня Старшенбаум, полюбившая «врага» чертановского сообщества ― обаятельного инопланетянина (Риналь Мухаметов). Оказалось, пришельцы не так уж агрессивны, и, наладив с ними контакт, можно узнать много нового о самих себе. Разумеется, сценаристы, вдохновлявшиеся фильмом «Район номер 9» и событиями 2013 года в Бирюлёве, подразумевали под гостями из космоса более близких соседей (поэтому-то инопланетянина и играет татарин). Пока разумный гуманоид рассказывал Юле про свою идеальную планету, обитатели которой победили эмоции вроде любви и ненависти и стали совершенством, чертановские активисты с лозунгами «брат за брата», «это наш район» и «земля для землян» в соцсетях объявили войну против чужаков и собираются в «крестовый поход». Глядя на их логику и возникшие беспорядки, и впрямь веришь, что от эмоций один вред, а пришельцы человечнее людей.

Но не всё поддается холодному анализу: как объяснить, что главная героиня перешла на сторону врага? Авторы фильма сходятся на том, что некоторые эмоции стоит оставить, иначе жить станет совсем скучно, а тем более ― жить вечно. Неплохо бы только научиться слушать и перейти от грубой силы к диалогу, ведь инопланетянину удаётся выстроить коммуникацию с Юлей лучше, чем её отцу (Олег Меньшиков)! В фильме недвусмысленно говорится о том, как опасна пропаганда для неокрепших умов: «Полчаса телевизор посмотришь и сам пойдешь пришельцев мочить», ― признаётся Юля.

«Притяжение» ориентируется на разные типы зрителя, оттого и выглядит несколько сумбурным. Некоторые смыслы декодируют только политически подкованные люди, а иные намёки можно расценить как послание режиссёра власть имущим.

Но главная идея кино ― поверьте в себя. Люди не так уж плохи, просто им нужно периодически об этом напоминать. Тогда, вероятно, законы физики будут работать в нужном направлении, и вовсе необязательно, чтобы каждый раз в Чертанове приземлялись инопланетяне.