Что делать в вузе, чтобы не пойти с дипломом работать в «Макдоналдс»?

Сразу отвечу на этот вопрос для тех, кто собирается после вуза делать научную карьеру: конечно, учиться, учиться и еще сто пятьдесят раз учиться. И больше ничего. У студентов-медиков тоже не получиться стать нормальным специалистом без отчаянной зубрежки. Для остальных 90% студентов у меня есть парочка «вредных советов».

― Профессор, что вы говорите своим выпускникам при встрече?
― Большую колу и картошку фри, пожалуйста.

Люди выпускаются с дипломом и прямиком шагают работать в «Макдоналдс». И зачем были эти мучения, спрашивается? Фото: Govorim-vsem.ru

Думаю, каждый сегодняшний студент, который более-менее отошел от ужасов ЕГЭ и прорвался в вуз, в конце концов начинает задавать себе вопрос ― а зачем? В школе цель «поступить в вуз» заменяет все, это ― предельная перспектива. Для мальчиков еще есть и отрицательная мотивация ― не попасть в армию.

И вот ты в вожделенном вузе ― и читаешь статьи про то, какой ничтожный процент выпускников трудоустраиваются по специальности. Про то, что люди выпускаются с дипломом буквально на улицу и прямиком шагают работать в «Макдоналдс». И зачем были эти мучения, спрашивается? Зачем я здесь? А где я, собственно, собираюсь работать? Профориентировать себя приходится уже в процессе.

Когда-то я поступала в вуз наивной девицей с комплексом отличницы и уверенностью, что мы поступаем в вуз, чтобы там ― учиться! Теперь, почти десять лет спустя после выпуска, я сделала вывод, что учиться в вузе нужно только затем, чтобы сдать сессию на троечку. Исключение ― действительно выдающиеся исследователи, которые собираются делать научную карьеру.

А остальным? Остальным стоит обратить внимание на совершенно другие вещи. Теперь, оглядываясь назад, я могу отделить зёрна от плевел в своей собственной студенческой жизни. И иногда мне даже становится жаль тех часов, которые были потрачены на зубрежку.

Заводите друзей

В Кембридж и Сорбонну люди отдают своих детей потому, что там учится будущая элита. В МГУ работает похожая логика. Фото: Fotohomka.ru

В Кембридж и Сорбонну люди отдают своих детей вовсе не потому, что там дают самое фундаментальное образование. А потому, что там вместе с их детьми будут учиться, играть на гитаре и лазить в окошко общежития будущие топ-менеджеры, директора крупных корпораций и члены парламента ― одним словом, элита.

В МГУ работает похожая логика.

То, что продвинутые менеджеры называют словом «нетворкинг» ― главная задача студента, который хочет реализоваться в жизни. Это вовсе не значит, что нужно скрупулезно высчитывать, у кого богаче папа, чтобы дружить только с этими сокурсниками. Это значит, что иногда прогулять лекцию ради дружеских посиделок или вечерней прогулки с новыми знакомыми ― это настоящий вклад в будущее, хотя со стороны кажется иначе.

Это значит, что не менее важно, чем ходить на лекции, будет общаться с интересными преподавателями во внеурочное время или участвовать в их исследовательских проектах.

Взаимодействие, общение, тусовка ― это то, что формирует ваш социальный капитал. И этот капитал вам серьезно пригодиться при поиске работы. Возможно, пригодится значительно сильнее, чем вузовская корочка.

Мою первую работу мне предложила моя преподавательница, вторую ― моя соседка по общежитию.

Участвуйте в студенческих проектах

Команда КВН МГУ «Университетский проспект»

А еще одну свою работу я получила благодаря портфолио из моих студенческих проектов.

Сейчас я думаю о том, что мое участие в студенческом КВН дало мне гораздо больше, чем все лекции вместе взятые.

Когда я организовывала студенческие фестивали, «Тотальный диктант» или медиану (студенческий праздник, посвящённый середине учёбы в вузе; в МГУ чаще называется «экватором» ― «ТД»), когда клеила для выступления гитару из бумаги ― именно в эти моменты я получила свой самый ценный опыт, за который я потом смогла получать деньги: опыт публичных выступлений, принятия решений, взаимодействия в команде, планирования проектов ― и даже немного графического дизайна. По факту все эти мероприятия были бесплатными и бесконечно увлекательными курсами дополнительного образования. Эти «курсы» дали мне навыки, которые потом не раз пригодились мне при поиске работы.

То, что мне казалось развлечением (и отвлечением от учебы) на самом деле и стало моим главным университетом.

Работайте

Самое главное, что дали мне лекции ― это понимание, что я ничего, в сущности, не понимаю

Самое главное, что дали мне лекции ― это понимание, что я ничего, в сущности, не понимаю. Что надо исследовать, думать и анализировать. Что дважды два не всегда равно четыре, как уверяли в школе.

Но если вы идете не в науку, а в мир людей, то там вас ждет серьезное разочарование: весь этот ваш глубокий внутренний мир не интересен работодателю, если вы хороши только в теории.

Помните этот порочный круг: «На работу не берут без опыта работы, а как получить опыт работы, если на работу не берут?» Выход из этого круга есть ― начать работать до того, как выпуститесь. Тем более что в хорошем университете для этого всегда есть масса возможностей.

Исследовательские проекты, подработки и стажировки в крупных компаниях ― это то, что позволит вам к окончанию вуза уже стать ценным и желанным специалистом. Вам не придется с отчаянием в глазах гуглить на следующий день после выпускного: «Как правильно составить резюме?» Просто ваши подработки плавно перетекут в работу на фулл-тайм. Или позволят вам получить хорошую рекомендацию от руководителя проекта, который пристроит вас в дружественную компанию.

А как же диплом?

Выпусники МГУ после вручения дипломов, 2011 год. Фото из архива Игоря Говрякова

Стив Джобс, хотя и отучился в колледже всего полгода, успел ознакомиться там с будущими партнерами по бизнесу и расширить кругозор, свободно посещая симпатичные ему курсы. Регулярно посещать лекции ему было скучно. Однако если вы не уверены, что вы ― второй Джобс, доучиться в университете все-таки стоит. Для многих работодателей диплом ― это гарантия того, что вы готовы выполнять однообразные, но ответственные задачи, доводить дело до конца, бороться с ленью и стрессом и решать возникающие проблемы. А без этих навыков невозможно выполнять практически никакую работу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции