Москвичи увидели на перекрашенных городских стенах современное искусство

Закрашенные коммунальными службами граффити сравнивают с работами абстрактного экспрессиониста.
В начале марта пользователи социальных сетей обратили внимание на аккаунт в социальной сети Instagram «Таджик Ротко», владелец которого фотографирует городские стены с закрашенными городскими службами граффити, напоминающие своим видом работы американского художника Марка Ротко, сообщает The Village.

Впервые хэштег #таджикротко в 2013 году использовала московская художница Лиза Ольшанская. Она сфотографировала перекрашенную несколько раз стену, также напомнившую ей о работах абстрактного экспрессиониста. Следующие несколько лет она продолжала выкладывать фотографии с этим тегом.

Также тег использовал, к примеру, куратор, арт-менеджер и первый арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко.

Автор аккаунта @tadjikrotko, пожелавший не называть своё имя, в комментарии для The Village рассказал, что ему эта идея очень нравилась и «было жаль, что про неё как-то мало кто знает и почти о ней забыли».

«Поэтому появилась идея собрать в отдельный аккаунт эти фотографии. Фотографии в профиле сделаны мной, но именно для того, чтобы люди присылали свои фото. Вот уже появилось одно фото от девушки Юли», — сказал он.

Пользователь отметил, что это очень здорово, что «в этой убогой манере закрашивать здания нашлась красота и люди стали замечать её»: «Раз у нас закрашивают дома таким образом, хочется, чтобы люди начали видеть в этом искусство и прекрасное, а не халатность. Так ведь гораздо приятнее и веселее. Это почти охота на покемонов, только гуляешь и ищешь не зверушек, а красивые окраски в стиле Ротко».

Он добавил, что сам не занимается искусством.
В Instagram присутствует аналогичный хэштег #urbanrothko. Впервые его использовали раньше, чем #таджикротко, — в 2011 году.

Последний хэштег популярнее: с ним в Instagram за все время было сделано 1388 фотографий, в то время как с русскоязычным вариантом — 192.

Сама мысль о том, что действия городских коммунальных служб по борьбе с граффити часто похожи на современное искусство, не нова. В 2001 году вышел короткометражный документальный фильм Мэтта МакКормика The Subconscious Art of Graffiti Removal (Бессознательное искусство уничтожения граффити), в котором автор сравнивает стены с закрашенным граффити с работами не только Ротко, но и Казимира Малевича.

В 2013 году лондонский фотограф Дэниел Гиннз (Daniel Ginns) опубликовал проект «Rothko Walls», также отмечающий сходство закрашенного граффити с творчеством художника. Аналогичный проект был и у бельгийского фотографа Берта Данкерта (Bert Danckaert). Явлению также был посвящён материал в журнале о дизайне Desktop.

Об абстрактном экспрессионизме

Абстрактный экспрессионизм — направление абстрактного искусства в котором свободные абстрактные композиции создаются крупным мазком. Смысл изображения заключался в отражение психологического состояния художника и его характера.

Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.
Картины Марка Ротко 
Абстракционизм — беспредметное, нефигуративное искусство — форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами.

Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены. Между 1910 и 1915 годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуративных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Среди них: Робер Делоне, Михаил Ларионов, Франсис Пикабиа, Франтишек Купка, Пауль Клее, Франц Марк, Алексей фон Явленский, Умберто Бочиони, Филиппо Маринетти и др.

Самые оригинальные и известные — Василий Кандинский, Пит Мондриан, Казимир Малевич.
Василий Кандинский «Импрессия III» 
«Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910-1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошёл к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. Невыясненный вопрос о том, кто первым пересёк эту черту, не имеет принципиального значения, так как в первые годы XX века новейшие течения европейского искусства вплотную приблизились к этой границе, причём всё указывало на то, что она будет опрокинута.

Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений — геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д.

Марк Ротко (Mark Rothko, 1903-1970) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.