«Тони Эрдманн»: воспитание экспромтом

Тема конфликта поколений, казалось бы, давно себя исчерпала. Однако германо-австрийская картина Марен Аде показывает, что эта проблема актуальна для любого зрителя. Комедия «Тони Эрдманн» вышла на экраны в мае прошлого года и сразу получила признание, завоевав звание лучшего фильма 2016 года по версии Европейской киноакадемии.

Cоздатели фильма на протяжении почти трёх часов рассказывают историю о женщине-карьеристке Инес (Сандра Хюллер) и её непростых отношениях с отцом, бывшим учителем музыки по имени Винфред (Петер Симонишек). Инес постоянно работает, переезжает из одного города в другой, и времени на родителей у неё нет. Чтобы быть рядом с дочерью и завладеть её вниманием, отец-выдумщик «экспромтом» берёт отпуск на месяц, принимает образ эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна и отправляется за Инес.

На выходки отца, нацепившего на себя парик и вставную челюсть, невозможно смотреть без жалости ― настолько они бессмысленны и смешны своей глупостью. Вопреки ожиданиям Винфреда, они не сближают его с дочерью, а только усугубляют отношения, и тогда комедия трансформируется в трагикомедию. В какой-то момент вспоминаются слова городничего из гоголевского «Ревизора»: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Сближение отца и дочери всё-таки происходит ― в самом конце, когда Инес приезжает на похороны бабушки. Смерть помогает Винфреду наконец объясниться с дочерью, которая вроде бы прониклась отцовским безумием. Но сделала ли она выводы? Есть ли гарантия, что она станет такой же, как отец: открытой, преданной, любящей и иногда странновато весёлой?

Два с лишним часа режиссёр ведёт зрителя к единственной фразе, которую в итоге произносит главный герой: «То одно надо сделать, то другое, а жизнь проходит мимо». После просмотра остается ощущение недосказанности, но в этом ещё одно достоинство фильма: в нём нет «моралите», нет поучения, авторы только подталкивают к размышлениям.

«Тони Эрдманн» — необычный, смелый, в чём-то озорной, по-своему смешной и однозначно грустный фильм. Он показывает совершенно не ту историю, которую привыкло представлять современное кино. Следует отметить и прекрасную актёрскую игру, и красоту съёмки, и оригинальность сценария, но всё это уходит на второй план рядом с авторским замыслом.

Те, кто пересмотрел массового кино и думает, что слово «комедия» означает смех до колик в животе и пустую голову в остатке, заблуждаются. Не стоит идти на «Тони Эрдманна», если хотите отдохнуть ― картина держит зрителя крепкой хваткой и не отпускает даже после выхода из зала.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале