В интернете доступен архив последней российской императрицы

Оцифрованы более 60-ти тысяч листов документов. Во многих случаях специалисты архива снабдили их аннотациями.
Фото: «Российская газета» 
«Последняя императрица. Документы и фотографии» — так назвали устроители историко-документальную выставку, которая открывается в Государственном архиве Российской Федерации. Принципиальная особенность её в том, что будет обеспечен прямой, в том числе онлайн-доступ к реликвиям и раритетам царской семьи, что собраны и бережно хранятся в особо ценном фонде 640, сообщает «Российская газета».

Впервые в истории проведения выставок будет представлен весь фонд документов в оригиналах и электронных копиях — «Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Гессенская Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса), жена императора Николая II», включающий около 700 дел.

В этом уникальном собрании — фотоснимки, сделанные профессиональными фотографами того времени и членами монаршей семьи, письма и поздравительные открытки, дневники, рукописи, учетные ведомости, по которым вели контроль за расходами и доходами каждого из Романовых, включая великих княгинь и цесаревича Алексея. Всего — более 60 тысяч листов документов, которые теперь оцифрованы, атрибутированы, во многих случаях снабжены аннотациями и введены в общественный оборот.
Фото: «Российская газета» 
Как рассказал газете научный руководитель Государственного архива Российской Федерации, доктор исторических наук Сергей Мироненко, спустя столетие после трагической гибели, последняя российская императрица остаётся малоизвестной для широкого круга россиян. «Споры о её роли в истории, степени вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику страны ведутся до сих пор, а оценка ее фигуры очень противоречива», — приводит издание слова Мироненко.

Ранее архивные документы, принадлежащие императрице Александре Фёдоровне, были доступны только в читальном зале ГАРФ. А теперь с помощью современных компьютерных технологий познакомиться с уникальным наследием может каждый, кто интересуется историей нашей родины и судьбой династии Романовых. В выставочном зале Государственного архива РФ на Пироговской улице в Москве для этого установлены интерактивные панели, а кроме того организован удалённый доступ через интернет — в специальном разделе электронного читального зала ГАРФ «Архив XXI века».

Эти возможности появились благодаря участию в проекте корпорации ЭЛАР. Так совпало, что крупнейшее в России предприятие по оцифровке и созданию информационных ресурсов и Государственный архив России отмечают в этом году 25-летие. И двойной юбилей давние партнёры решили отметить совместным проектом, который поддержало Федеральное архивное агентство.
Александра Фёдоровна, Николай II, цесаревич Алексей и великие княжны. Фото: «Российская газета» 
«Совместная выставка с ГАРФ проходит в год 100-летия двух русских революций. Представленные документы и фотографии помогут посетителям окунуться в предреволюционные годы, попытаться понять многие поступки Николая II в трудное для России время. Впервые на небольшой площадке выставки посетители смогут увидеть тысячи электронных копий документов, получить доступ к этим документам через интернет и сформировать свой собственный взгляд на роль Александры Фёдоровны в истории России», — рассказал «Российской газете президент корпорации ЭЛАР Сергей Баландюк.

Он добавил, что корпорация стояла у истоков разработки технологий для создания цифровых информационных ресурсов. «И сегодня, четверть века спустя, мы продолжаем оказывать высокотехнологичную поддержку архивному делу, культуре и просвещению в России», — сказал Баландюк.

В числе уже реализованных ЭЛАРом проектов — создание общедоступных электронных баз ОБД «Мемориал», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», «Память народа», «Национальная электронная библиотека», электронные коллекции Государственного Эрмитажа.

«Такая работа напрямую связана с сохранением истории нашей Родины, восстановлением правды о событиях давно ушедших лет и исторической справедливости. Сегодня, как никогда прежде, это востребовано новым поколение россиян», — приводит газета слова Сергея Баландюка.