День рождения отметила виниловая пластинка

В истории звукозаписи есть несколько дат, которые могут претендовать на гордое звание «день виниловой пластинки». Каждая из них в отдельности вполне справедлива и заслуживает того, чтобы поклонники формата устроили праздничную вечеринку. Однако нынешняя годовщина всё-таки особенная.
 
21 июня 1948 года фирма Columbia Records выпустила в продажу долгоиграющую 12-дюймовую пластинку, рассчитанную на скорость вращения 33⅓ об/мин. Именно этот вариант стал стандартом для всей музыкальной индустрии, образцом, который сохраняет популярность даже в цифровую эпоху, сообщает музыкальный портал «Союз».

К тому моменту, как Columbia представила окончательную версию своей пластинки, видные изобретатели и предприниматели уже почти век трудились над созданием оптимальной технологии звукозаписи и воспроизведения.

Французский издатель и торговец книгами Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль, вдохновлённый, с одной стороны, принципами работы музыкальных шкатулок, а, с другой стороны, развитием фотографии, создал свой собственный прибор — «фоноавтограф». Это устройство ещё не предполагало способов воспроизведения звука, лишь «визуализировало» звуковые колебания. Тем не менее, начало было положено. Считается, что самая первая из сохранившихся в мире записей (её обнаружили в архиве в 2008 году) — фрагмент из народной французской песни Au Clair de la Lune — сделана именно Мартенвилем.
 
Томас Эдисон и его фонограф 
Идеи французского исследователя спустя некоторое время были взяты на вооружение Шарль Кро и Томас Эдисон. Последний запатентовал в 1877 году прибор «фонограф», что стало эпохальным событием. Коллеги подхватили почин Эдисона, и спустя десять лет Эмиль Берлинер совершил новый важный прорыв, на сей раз в области формата. Синтезируя открытия предшественников, Эмиль предложил использовать для записи и воспроизведения звука не прежние цилиндры (довольно трудные в эксплуатации и не дававшие нужного качества звука), а плоские диски. Помимо прочего, это был ещё и шаг в сторону тиражирования записей, что, с точки зрения музыкальной индустрии, являлось поворотным моментом. Наконец, в последнее десятилетие XIX века довольно дорогой материал эбонит в производстве пластинок был заменён на более подходящий шеллак.
 
Рекламное объявление фирмы Columbia 1922 года, анонсирующее поступление в продажу пластинок из шеллака: «Практически лишенные поверхностного шума... кристально-чистый тон»  
С наступлением нового столетия пластинки продолжили развиваться. Более-менее устоялся их размер — 7, 10 и 12 дюймов. Пластинки стали двусторонними, причём не обязательно стороны различались содержанием. Просто-напросто, в виду высокой степени износа на обе части записывался один и тот же материал, чтобы хоть таким образом продлить удовольствие от прослушивания любимых произведений.

Тогдашние технологии имели одно существенное ограничение — небольшая продолжительность записи. В результате, концерт или сборник известного артиста приходилось выпускать в коробках, содержащих несколько пластинок, которые как раз и стали называть «альбомами с записями». Идея создания полноформатной пластинки, один экземпляр которой будет содержать в себе целые произведения (или пресловутые «альбомы») витала в воздухе. Но, как в силу технических ограничений, так и вследствие внутри- и внешнеполитических проблем своей страны американские изобретатели долго не могли продвинуться в этом направлении.
 
Пластинки на шеллаке: «альбом с записями» в его изначальном виде 
Один из конкурентов Columbia и, по совместительству, старожил рынка звукозаписи — компания RCA Victor — ещё в 1931 году разработала проект полноформатной пластинки и даже выпустила кое-что в продажу. Но все начинания пришлось свернуть. Эдвард Валлерсатйн, став генеральным менеджером RCA 1 июня 1933 года, первым же своим решением отозвал пластинки из магазинов. По его словам, все экземпляры были сделаны из «Викторлака» (Victorlac), винилового соединения, что было вполне прогрессивно. Но вот иглы тогдашние ещё являлись настолько тяжёлыми и жёсткими, что буквально прорезали материал после нескольких воспроизведений. Шквал недовольства со стороны покупателей вынудил RCA прекратить продажи и производство — в условиях «Великой депрессии» на более серьёзные и глубокие разработки у фирмы не хватило ресурсов.

Сама Columbia от конкурентов не сильно отставала. В 1932 году компания явила миру свои собственные образцы, уже рассчитанные на 33⅓ об/мин, только это были 10-дюймовки. Причины их «схода с дистанции» были, в общем-то, теми же, что и у пластинок RCA — неблагоприятная экономическая обстановка и несовершенство тогдашних граммофонов.
 
Когда пиковые периоды «Великой депрессии» остались в прошлом, инженер Columbia Питер Карл Голдмарк и команда его подчинённых в 1939 году получили задание возобновить исследования. Снижение скорости вращения с 78 до 33⅓ об/мин было признано верным шагом, так как это существенно увеличивало длительность звучания (на каждую из сторон могло «поместиться» более 20 минут музыки). Вместе с тем, оказались учтены ошибки прежних лет — «борозды» для иглы были укреплены и сокращены до миллиметрового размера.

К сожалению, вскоре вновь вмешались внешние факторы. В конце 1941 года США вступили во Вторую мировую, и Columbia была вынуждена переориентироваться на нужды военного времени. Перспективные разработки опять оказались заморожены.
 
Питер Голдмарк демонстрирует компактность записей на 33⅓ оборота по сравнению с тем же объемом записей в "альбомах" на 78 оборотов  

Зато после окончания войны в 1945 году индустрия звукозаписи пережила настоящий бум, продажи резко увеличились. Вот и фирма Columbia, вернувшись к прежней жизни, получила возможность основательно и окончательно разделаться с прежними недостатками — слишком тяжёлыми иглами, широкими «бороздами», низкой продолжительностью звучания и некачественным звуком. Питер Голдмарк расставил ответственных исследователей на каждый участок работы. При сохранении расчёта на 33⅓ об/мин было принято решение об очень узких бороздах на новых пластинках (не более 0,003 люйма шириной) — это позволило записывать на каждую сторону по 22 минуты музыки.
 
Фотография винилового пресса, 1946 год 
Наконец, для успешной конкуренции с магнитными аудионосителями (катушками магнитофонных лент) был изобретён и внедрён в производство новый материал — винилат. На самом деле, виниловые соединения в качестве основы для пластинок начали «пробивать» себе место ещё в военные годы, когда импорт шеллака оказался затруднён. Так что данные новации Columbia были логичным завершением процессов, начинавшихся в 1930-е.

В конечном итоге, сам президент Columbia Records Годдард Либерсон лично представил полноформатный лонгплей, что стало залогом для дальнейшего развития популярной музыки. Тогда же компания пыталась защитить авторскими правами термин LP, дабы конкуренты не обозначали так свои релизы. С высоты нынешних дней это смотрится наивно.
 
Реклама нового изобретения фирмы Columbia: «45 минут музыки с одной пластинки» 
Упомянутая фирма RCA Records ответила на вызов коллег-соперников и через год выдала свой стандарт — 175-миллиметровые пластинки, рассчитанные на 45 об/мин. Они применялись в музыкальных автоматах, их различные версии, в зависимости от содержимого, могли быть тем, что со временем стало называться «сингл», «макси-сингл» или «мини-альбом» (EP — Extended Play).

Полноформатный альбом-пластинка от Columbia, повлёкший за собой синглы и мини-альбомы от RCA. Да, пожалуй, именно 21 июня 1948 года, день, когда LP вышел в свет, можно считать точкой отсчёта всей современной индустрии звукозаписи и распространения музыки.

Фильм об истории винила в России

В открытый доступ на сервисе YouTube выложен Фильм «Переверни пластинку». Картина рассказывает об истории винила в нашей стране.

Премьера картины «Переверни пластинку» состоялась в 2016 году на фестивале Beat Film, однако в открытый доступ фильм попал только сейчас. Фильм, снятый Романом Навескиным и Степаном Поливановым, состоит из нескольких частей. Из него можно узнать об истории чёрного рынка пластинок в СССР и знаменитых пластинок «на рёбрах» = сделанных на рентгеновских снимках.

Лента также рассказывает историю московского магазина пластинок DiG и представляет интервью с диджеями, панк-музыкантами и современными коллекционерами пластинок.

На экране появляется несколько известных музыкантов и диджеев, в частности Роман Литвинов (Mujuice), Noize MC и Дмитрий «Сид» Спирин.

Продолжительность фильма — 45 минут.