На ВДНХ пройдут «Литературные среды»

На встречах преподаватели журфака МГУ и приглашённые эксперты обсудят со слушателями малоизвестные факты из жизни писателей, прочтут отрывки произведений, проанализируют традиции американского романа и исследуют художественное пространство классического произведения русской литературы.
Фото: Obruchevskiymedia.ru 

В августе ВДНХ и факультет журналистики МГУ начинают «Литературные среды» — цикл лекций по истории мировой литературы, сообщает сайт журфака. 

Преподаватели факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и приглашённые эксперты, обсудят со слушателями малоизвестные факты из жизни писателей, прочтут отрывки знаменитых произведений, проанализируют традиции американского романа и исследуют художественное пространство классического произведения русской литературы — «Евгения Онегина». 

9 августа
«Классики — герои нашего времени» 

Владимир Новиков 

С начала XXI века одним из самых популярных у читателей жанров становятся биографии писателей. Книги о классиках, написанные ведущими современными прозаиками, читаются как романы. Признание получили книги Дмитрия Быкова о Пастернаке, Маяковском и Окуджаве, книги Алексея Варламова о Булгакове, Платонове и Алексее Толстом, Людмилы Сараскиной о Достоевском и Солженицыне, Сергея Шаргунова о Валентине Катаеве.

«Чем больше мы узнаём о судьбах писателей, тем интереснее становится читать их произведения», — отмечается в сообщении.

О бестселлерах серии «Жизнь замечательных людей» расскажет литературный критик и прозаик, автор биографий Пушкина, Блока и Высоцкого Владимир Новиков

23 августа
«От первого лица: субъективированное повествование — основная традиция американского романа» 

Павел Балдицын 

Марк Твен однажды сказал: «Речь в третьем лице отвратительна — только точное слово имеет смысл». «Точное слово» от первого лица для американского писателя означает правдивость, искренность и прямоту общения с читателем, а также персонализацию, то есть присутствие определённой личности в диалоге. Эта форма родилась из документальных книг — из «правдивых сообщений» о новооткрытых землях, из исповедей и дневников, из путевых заметок, газетных корреспонденций и репортажей...

Субъективированное повествование стало основной традицией художественной прозы, да и поэзии США. Два знаменитых американских романа XIX века построены на повествовании от первого лица: «Моби Дик» Германа Мелвилла и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, к ним можно добавить и вершину национальной поэзии, которая имеет программное название, — «Песнь о себе» Уолта Уитмена.

Эта традиция дала американской и мировой литературе такие романы первой половины ХХ века, как «Великий Гэтсби» Скотта Фитцджеральда, «И восходит солнце» Эрнеста Хемингуэя, «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, книги Томаса Вулфа, Генри Миллера и многих других.

В следующем поколении были «Ловец во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера, «На дороге» Джека Керуака и «Убить пересмешника» Харпер Ли, а ещё через поколение — «Хлеб с ветчиной» Чарлза Буковски. Ими зачитывались молодые люди не только в Америке, но и в других странах мира. Об этих книгах преимущественно пойдёт речь в лекции.

Лектор — специалист по американской литературе, автор книг по истории литературы США и творчеству Марка Твена Павел Балдицын

30 августа
«Евгений Онегин» — пушкинская энциклопедия любви» 

Вячеслав Красовский 

«Евгений Онегин» (1823-1833) — ключевой поэтический текст А.С. Пушкина, созданный им в период творческой зрелости. Ведущая тема «романа в стихах» — тема любви. В творчестве Пушкина нет другого произведения, в котором эта тема выразилась бы столь же полно, всесторонне и ярко. «Евгений Онегин» — поэтическая кладовая размышлений поэта о любви, пушкинская «энциклопедия любви».

Роман писался в расчёте на широкий круг читателей, на разные уровни восприятия поэтического текста: от житейски-бытового до философски-символического. Цель лекции — пригласить слушателей к «медленному», внимательному и вдумчивому, чтению «Евгения Онегина». Именно такой вариант чтения поможет разобраться в многообразии воплощённых в романе представлений поэта о любви, исключить фантазии и домыслы о любовных историях героев и авторской концепции любви, которыми, наряду с тиражированием банальностей столь богата современная медиасфера.

В лекции будут рассмотрены несколько романных аспектов темы любви. Это не только бытовой, житейский аспект (истории любви героев), доступный любому школьнику, читающему «Евгения Онегина» «по программе», но и более глубокое понимание любовной ауры произведения. Будет дана характеристика психологического, литературного, фольклорно-мифологического, а также философско-символического аспектов любовной проблематики «Евгения Онегина». Это позволит выявить универсальность пушкинской трактовки романтической любви и любовно-брачных отношений, будет способствовать главному — получению эстетического удовольствия и интеллектуального наслаждения от чтения бессмертного пушкинского романа.

Лекцию прочитает выпускник и аспирант филологического факультета МГУ, член Союза журналистов России Вячеслав Красовский

Встречи пройдут в лектории МВЦ «Рабочий и колхозница» 9, 23 и 30 августа. 

Начало в 19.00. 

Вход свободный.