Читалка Григория Прутцкова: Ломоносов, Лев Гумилёв, книги о Ленине и Великой Отечественной войне

Новый герой нашей «Читалки» ― доцент факультета журналистики МГУ Григорий Прутцков, специалист по истории зарубежной журналистики.
Фото: Strana.ru 

Я читаю разные книги и одновременно несколько книг в разных ситуациях. Одну книгу ― когда еду в метро, другую ― когда завтракаю или ужинаю, третью ― перед сном. Четвёртую читаю, чтобы посмотреть какие-то фрагменты, которые мне запомнились. Отдельную категорию книг я перечитываю ― это русская и мировая классика. Стихи тоже читаю, когда в настроении.

У меня одновременно лежат четыре-пять книг, и плюс я перечитываю книги перед лекциями. Поэтому сказать, что прочёл одну книгу, потом начал другую, потом третью, я не могу.

Михаил Ломоносов, «О сохранении и размножении российского народа»

Хочу начать с классики. «О сохранении и размножении российского народа» ― небольшое произведение, написанное 1 ноября 1761 года в форме письма Ивану Ивановичу Шувалову. Это как бы служебная записка, но Ломоносов был настолько широкий человек, что не мог изложить свои соображения в виде сухой записки.

 
 Фото: Strana.ru 

Перед нами ― широкая картина того, как живут люди по всей стране, очень интересные этнографические и исторические наблюдения. Ломоносов рассматривает жизнь людей в столице и маленьких деревнях и делает предложения, как улучшить медицину, образование, отношения в семье. Большое внимание религиозным вопросам уделяет, но интересно, что его письмо ― не просто памятник той эпохи: большинство проблем, который он рассматривает, актуальны и сегодня.

Это мостик из эпохи Ломоносова в сегодняшний день, и потому его очень интересно читать. Прошло больше 250 лет, мы живём в эпоху гаджетов, развитой медицины, можем делать то, о чём Ломоносов даже не мечтал, но многие проблемы остались.

Лев Гумилёв, «От Руси до России»

Вторая книга ― для универсального читателя. Лев Гумилёв ― почти наш современник, он застал распад Советского Союза и умер в 1992 году. Это очень парадоксальный учёный и философ, который обладал уникальным для учёного свойством: писал интересно на узкие темы.

 

Я как преподаватель, который принимает вступительные экзамены, могу сказать, что абитуриенты, да и студенты часто плохо знают историю. Книжка Льва Гумилева даёт ключ к её пониманию, причём написана она не в стиле учебника, а очень увлекательно, живо. Гумилёв высказывает парадоксальные идеи: например, что не было монголо-татарского ига в его традиционном понимании. Человеку, который хочет улучшить и освежить свои познания, эту книгу прочесть очень полезно. 

Лев Данилкин, «Ленин»

Раз мы заговорили об исторических книгах, должны что-то сказать и о современной истории. История XX века очень коварна тем, что ещё не сложились традиционные, общепринятые мнения. Эпохи Петра, Алексея Михайловича, монголов, Александра Невского ― здесь уже исторические характеристики довольно чётко сложились, а вот у эпохи Советского Союза чётких характеристик нет, многое до сих пор вызывает дискуссию, споры.

 

Часто студенты спрашивают: «Что прочитать о советском периоде истории?» Недавно я купил книгу Льва Данилкина «Ленин». Это огромная биография, в которой рассмотрена вся жизнь Ленина по годам, и на её фоне автор даёт широкую картину российской и европейской действительности. Я очень много читал о Ленине, меня в этом смысле сложно удивить, но здесь я был удивлён.

Раньше я считал, что Ленин был просто чудовищем, теперь смотрю на него сложнее. Я не стал думать, что он был добрым дедушкой, который дарил конфеты детям, но автор попытался показать механизм его действий, и я начал понимать, чем они были продиктованы.

Василий Гроссман, «Жизнь и судьба»

Если продолжать историко-художественную линию, очень важна тема Великой Отечественной войны. Говорят, что Лев Толстой написал «Войну и мир» ― эпопею о начале XIX века, войне с Наполеоном, а вот о Великой Отечественной войне подобной книги нет. На мой взгляд, «Жизнь и судьба» ― именно такая книга.

 

Гроссман был журналистом, который во время войны работал в военной прессе, и его книга состоит из двух больших томов. Первый, «За правое дело», был издан ещё при жизни Сталина, даже удостоен Сталинской премии. А вот второй том, «Жизнь и судьба», который Гроссман написал уже после смерти Сталина, имел трагическую историю. Это уникальный случай в истории советской литературы, когда автор ходил на свободе, а книга была арестована. Обычно автора сажали, расстреливали, а тут он даже видимым образом не пострадал. Главный партийный идеолог Михаил Суслов, прочитав эту книгу, сказал, что её можно будет опубликовать в лучшем случае через триста лет. Но её опубликовали не через триста лет, а в конце 80-х годов, когда наступила горбачёвская гласность.

Здесь действительно даётся эпическая картина войны, поведения людей на фронте, в тылу, в плену, даже картина немецкой жизни, то есть взгляд с той стороны фронта. И конечно, Гроссман понимал, что эту книгу не опубликуют при его жизни. Именно поэтому она для нас очень важна.

Василь Быков, «Его батальон», Николай Никулин, «Воспоминания о войне»

Если брать менее монументальные книги, расскажу ещё о двух, посвящённых войне. 

Василь Быков ― очень известный автор. Он жил в Белоруссии и сейчас считается белорусским писателем, хотя когда-то считался советским. Быков писал повести о войне, их проходили в школе, а вот одну небольшую повесть никогда не проходили. Она называется «Его батальон» ― не запрещённое, но малоизвестное произведение. Война показана глазами командира батальона, который старается сберечь солдат, не посылать их в бессмысленную атаку, где они погибнут. Из-за этого он терпит очень большие неприятности: его разжалуют, обвиняют в трусости, в неисполнении приказа, а за такое могли расстрелять. 

 

Прочитав «Его батальон», я, наверно, впервые понял, что такое была война. Одно дело ― читать воспоминания маршалов или книги, написанные людьми, которые никогда не воевали, а другое ― погрузиться в мир командира среднего звена, перед которым стоит выбор: выполнить приказ или сберечь людей.

Ну и третья книжка, которая в этом плане уникальна, тоже не была предназначена для публикации. Автор ― Николай Никулин. Это не писатель: он был научным сотрудником и членом ученого совета Государственного Эрмитажа, работал там с войны до самой смерти. Когда ему было двадцать лет, он прошёл фронт, причём воевал простым солдатом, провёл в окопах три года. Его воспоминания ― совершенно не литературный текст: сырой, нет чёткого сюжета. Никулин никогда не думал, что это можно будет опубликовать. И ему повезло ― он дожил до времени, когда советской власти не стало, и коллеги посоветовали ему напечатать эти воспоминания.

 

Это, наверно, тоже один из первых взглядов из окопов. Допустим, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева тоже написаны с точки зрения солдат, но это художественный роман, и там чётко видна позиция автора. А вот воспоминания Никулина беспристрастны, насколько это вообще возможно в такой ситуации.

Он просто описывает, как солдат заставили пойти в атаку: все, кто пошёл, погибли, потом поставили нового командира, и его опять заставили пойти в атаку. Он знает, что всех убьют, но с него требуют атаки, говорят, что расстреляют, если не послушается. Командир понимает, что других вариантов нет, идёт и погибает. Когда читаешь эти воспоминания, тоже видишь войну, но уже глазами рядового.

Александр Бек, «Новое назначение»

Ну и последняя книга. Она была написана давно и опубликована в конце 80-х годов, в разгар гласности. Сейчас о ней не говорят, но в своё время она нашумела. Главный герой ― послевоенный министр, который верит Сталину как Богу. Вождь даёт ему указание, и министр, как человек, который разбирается в вопросе, понимает, что с точки зрения науки, техники, экономики ничего не получится, но продолжает верить Сталину.

 

Помимо сюжетной линии, здесь очень хорошо показан быт послевоенной Москвы. Два министра случайно оказались без машины и решили поехать домой на метро: они не смогли войти в метрополитен, не знали, как им пользоваться. Их остановил милиционер, они показали удостоверения, и тот довёл их до метро, как маленьких детей. Потом они не знали, как переходить дорогу, и чуть не попали в дорожно-транспортное происшествие.

Автор показывает парадокс: люди, которые вершили судьбу страны, не могли совершить простейшие действия. Их жизнь сложилась так, что деньги вообще не были нужны: столовая была бесплатная, продукты домой давали бесплатно, поездки в дом отдыха на море, машины ― всё бесплатно. А в бытовом плане они были совершенно беспомощны.

Эту книгу стоит прочесть, чтобы понять, как человек, который всеми считался могущественным, ужасно боялся Сталина. А после смерти вождя выяснилось, что всё, чего тот требовал, было неправдой ― от этого потрясения герой заболел и умер. Так что книга Александра Бека даёт ответы на многие вопросы той эпохи.

Записала Амнат Умалатова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале