Психологи из МГУ составили список вредных и полезных мультиков

По мнению исследователей, мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем он бессознательно воспримет как правильные или неправильные. Если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.
 

Студенты и преподаватели Летней психологической школы МГУ провели исследование и составили список мультфильмов, рекомендованных к просмотру детям. Также специалисты выяснили, какие мультфильмы смотреть не желательно. Об этом сообщает сайт «Мел». 

По мнению исследователей, мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем он бессознательно воспримет как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения. 

Психологи рекомендовали детям смотреть мультфильмы: «101 далматинец», «Балто», «Винни-Пух» (1969), «Головоломка», «Дамбо», «Даша-путешественница», «Зверополис», «Король лев», «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав», «Красавица и чудовище», «Леди и Бродяга», «Лило и Ститч», «Малыш и Карлсон», «Малышарики», «Простоквашино», «Скуби-Ду», «Смешарики», «Фиксики», «Холодное Сердце», «Хранитель Лев»

В стоп-лист вошли: Monster High, «Губка Боб — Квадратные штаны», «Девочки из Эквестрии», «Кик Бутовски», «Маша и Медведь», «Миньоны», «Свинка Пеппа», «Том и Джерри», «Финес и Фёрб»

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям: 

  • Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
  • Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
  • Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.
  • Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

 
Кадр из мультфильма «Головоломка» 

«Свинка Пеппа» — другой пример. Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит. Полезен ли этот мультфильм ребёнку? Психологи решили, что нет. 

Насмотревшись на проказы Маши из популярного российского мультфильма «Маша и Медведь», дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители — нет. 

Психологи поясняют, что значально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых они не разбирали. Авторы отмечают, что известный сатирический мультфильм «Южный парк», например, получил бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но имеет официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу был исключён и в итоговый список не попал. 

Кроме того, к каждому мультфильму психологи написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся.

 
Кадр из мультфильма «Свинка Пеппа» 

По мнению исследователей, чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать функции ребёнка. Каждому возрасту своё время: подростку уже бесполезно навязывать мораль в форме «хорошо-плохо» или показывать развивающую «Дашу-Путешественницу», а вот «Скуби-Ду» получил «рейтинг» 6+ потому, что до этого возраста ребёнок ещё не сможет в полной мере оценить детективный сюжет этого мультфильма. 

Пример аннотацию к мультфильму «Смешарики»: «Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет». До четырёх лет мультфильм, скорее всего, ребёнком правильно понят не будет. Это не значит, что для двухлетнего малыша мультфильм вреден и разрушителен. Просто бесполезен. 

Аннотация к мультфильму «Том и Джерри»: «Данный мультфильм не рекомендован для просмотра детям до десяти лет, поскольку существует риск того, что ребенок начнёт плохо относиться к животным. Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребёнка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий». 

В «Южном парке» Кенни Маккормик регулярно умирает (порой довольно нелепо) и в новой серии воскресает снова — но в идеале этот мультфильм ребёнок и не увидит, ведь он имеет рейтинг 18+ и транслируется только в ночное время. А вот «Том и Джерри» такого рейтинга не имеет, хотя демонстрирует не менее небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше. Психологи считают, что правильно воспринято подобное будет только детьми постарше. 

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы 

Психологи уверены: мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой. 

 
Фото: Moscvichka.ru  

Исследователи отмечают: если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноимённом мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ. 

По мнению психологов, некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, они рекомендуют смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы: — что понравилось? Какие моменты запомнились? Какой герой тебе был ближе? Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?