Кинотеатр в Теннесси отменил показ «Унесённых ветром» из-за «романтизации рабовладельчества»

Руководство кинотеатра приняло решение убрать сеансы фильма из расписания в результате критики зрителей и журналистов.
 
 Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939 

Легендарный кинотеатр Orpheum в Мемфисе, штат Теннесси, спокойно показывал «Унесённых ветром» каждое лето на протяжении последних 34 лет. Однако в этом году, после трагических событий 12 августа в американском Шарлоттсвилле (протесты ультраправых активистов и неонацистов), на кинотеатр обрушился поток жалоб от зрителей и журналистов, которые обвинили классическую ленту в романтизации рабовладельчества и жизни южных плантаторов, сообщает портал «Союз». 

В результате критики кинотеатр принял решение убрать сеансы «Унесённых ветром» из расписания. Директор кинотеатра Бретт Баттерсон заявил в интервью New York Times: «Мы тщательно изучили все комментарии. Как организация, чья миссия состоит в том, чтобы "развлекать, обучать и просвещать", Orpheum не может показать фильм, игнорируя чувства большей части нашей аудитории». 

Решение кинотеатра, разумеется, разделило его посетителей на две непримиримые «армии». Один комментатор написал на странице кинотеатра в Facebook: «Позор вам за то, что сняли "Унесённых ветром" с показа. Мне всегда нравились концерты и шоу в вашем заведении. Вы потеряли лояльного клиента из-за своей узколобой цензуры». 

Другой комментатор, напротив, поддержал решение руководства Orpheum: «Я приветствую ваше нелёгкое, но правильное решение не показывать "Унесённых ветром". Наша культура должна двигаться вперёд, и я надеюсь, что те, кто недоволен вашим решением, смогут найти способ посмотреть фильм и при этом останутся клиентами вашего важного и редкого бизнеса». 

О рабовладельчестве 

На протяжении последних пяти тысяч лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, в Древнем Китае понятие си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н.э. 

В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у невольничьего рабства в США и российского крепостничества были некоторые различия. Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. 

В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии. 

Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. 

В тоталитарных государствах крупнейшими рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства, таким образом, прикрывая реальное положение рабов тем, что те якобы принуждаются к труду согласно установленным тоталитарным государством законами. Например, широко использовался принудительный труд заключенных в нацистской Германии во время Второй мировой войны и в начале XXI века в КНДР. 

История рабовладения 

Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера. Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н.э. В библейских источниках рабство описано было до потопа (Быт. 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. 12:5, 14:14). 

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. В этой системе рабы составляли особый класс, из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам.

 
 Рабы-христиане в Алжире, 1815 

Положение рабов постепенно изменялось к лучшему. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом — рабов). Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина. 

Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Все это подрывало институт рабства. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез. 

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. 

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVI веке, после начала эпохи великих географических открытий. В ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. 

Основным перевозчиком рабов была Британская Империя. На конец XVII века четверть кораблей Британии перевозили рабов. Крупнейшими пунктами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль. 

 
 Арабская работорговля, Восточная Африка, XIX в. 

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая трансатлантическая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века. Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли в Америку. 

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население. 

27 декабря 1512 года испанское правительство запретило использовать в колониях американских индейцев как рабов, однако одновременно разрешило ввозить в Новый Свет рабов из Африки. Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов. Во-первых, негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в полтора-два раза дороже здорового взрослого белого. Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента в середине XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки. 

Всего в Британскую Америку и позднее в США было ввезено около 13 млн африканских рабов. В среднем из трёх-пяти захваченных рабов на плантацию доставлялся лишь один, остальные погибали во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей, в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней. 

Выгоды от плантаций хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов в Южных штатах США побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в подчинённом положении. Рабы находились фактически в полной власти своих хозяев. 

 
 Торг в стране восточных славян» Картина Сергея Иванова 

В 1801 году рабство было отменено в Сан-Доминго в результате Гаитянской революции — единственного в истории успешного восстания рабов. 

В США возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к сецессии южных штатов и гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. В первое время после войны, под влиянием недоверия к южанам, правительство Соединённых Штатов вызвало негров к деятельному участию в выборах и в управлении. Но вскоре оказалось, что управление, составленное из менее культурных элементов, привело к отягощению южных штатов долгами и к разного рода злоупотреблениям. С прекращением военного положения на Юге и возвращением полноправия белым в усмиренных штатах, они получили возможность к более полному осуществлению самоуправления, которым и воспользовались, прежде всего, для отстранения негров от участия в законодательной, судебной и административной деятельности (см. законы Джима Кроу). 

Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии, где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами. По переписи 1872 здесь насчитывалось 3787 тыс. белых, 1954 тыс. негров, 3802 тыс. метисов и 387 тыс. индейцев; из негров было около 1,5 млн рабов. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в 1850 ввоза рабов. В 1866 были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений; в 1871 объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В 1885 освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в 1888 последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции, низвергнувшей императора дона Педру II. 

В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807-1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи. В публицистической литературе в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России (положение крестьян в эпоху расцвета крепостничества мало отличалось от положения рабов). 

В США рабство было отменено лишь в 1865 году. Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае — в 1910 году. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания, — в 1981 году. 

В современном мире торговля людьми занимает третье место в мире по доходности, после торговли наркотиками и оружием. Количество людей, находящихся в различных формах рабства, оценивалось в 2016 году в 45,8 млн человек. 

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. 

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон — обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labour). 

Некоторые исследователи даже отмечают, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос. 

О фильме «Унесённые ветром» 

Картина «Унесённые ветром» 1939 года получила десять премий «Оскар». Фильм, основанный на одноимённом романе Маргарет Митчелл, рассказывает о судьбе южанки Скарлетт О'Хара во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Лента стала одним из самых кассовых оскароносных фильмов в истории.

 

Лента стала новаторской еще и потому, что чернокожая актриса Хэтти Макдэниэл получила «Оскар» за роль служанки Мамушки — она стала первой в истории чернокожей обладательницей этой кинонаграды.