Число довольных своей работой учителей сильно сократилось

Учителей не устраивают низкие зарплаты и рост не связанной с работой нагрузки.
 
Фото: РИА Новости 

Учителя и врачи должны ощущать себя средним классом, заявлял в ноябре 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев. За полгода до этого вышли майские указы президента Владимира Путина, в которых ставилась цель — увеличить зарплаты педагогов: к следующим выборам она должна вдвое превышать среднюю по региону. 

Предполагалось, что высокая оплата позволит учителю работать в одном месте, а не заниматься совместительством, что у него будет больше времени на подготовку и дополнительные занятия. Для этого учителей, как и других бюджетников, перевели на так называемый эффективный контракт: поставили оплату их труда и социальный пакет в прямую зависимость от качества и количества работы. 

Спустя пять лет планы все еще далеки от реализации, показали результаты опроса учителей средних школ, проведённого Высшей школой экономики (ВШЭ) и «Левада-центром» в 2016/17 учебном году, сообщает ТАСС. 

В 2016 году доля учителей, которым «всё нравится» в их работе в школе, резко снизилась по сравнению с 2015 годом (42% и 22% соответственно). Значение в опросе 2016 года оказалось самым низким за период с 2012 года, отмечается в исследовании. 

Анализ результатов опроса показал, что доля учителей, которые называли те или иные причины недовольства рабочим местом, значительно выросла практически по всем пунктам по сравнению с показателями предыдущего года. 

Низкие зарплаты 

В 2015-2016 годах наиболее распространённой причиной был низкий уровень заработной платы (этот пункт отметили 28% учителей). В ходе опроса 2016 учебного года уже 34% учителей выделили низкую заработную плату как одну из основных причин неудовлетворённости работой. 

Согласно опросам, половина учителей в среднем получают на основном месте работы менее 20 тысяч рублей в месяц, ещё 25% — в пределах 20-27 тысяч и 25% — более 27 тысяч рублей. Средний заработок по основному месту работы в 2016 г. составил 25 975 руб. 

Учителя по-прежнему не готовы отказываться от дополнительных заработков, чтобы сосредоточиться на основной работе в своей школе: 64% опрошенных готовы пойти на это при условии, если их зарплата будет почти вдвое выше текущей. Средний доход учителя от всех видов деятельности сейчас составляет 27 062 руб., он тем выше, чем престижнее школа и чем крупнее населённый пункт, где он преподаёт. 

Доля учителей, которые называют свою зарплату конкурентоспособной, в 2014 г. превысила долю тех, кто так не считает, — люди среагировали на рост зарплат, но в 2016 г. количество довольных вновь стало сокращаться. 22% учителей считают, что за последние два года их зарплата уменьшилась. 

 
 Фото: ТАСС 

Аналитики РАНХиГС также заметили резкий всплеск недовольства учителей своей зарплатой в последние два года, рассказала «Ведомостям» директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко: доля тех, кого она не устраивает, с 2014 по 2016 г. выросла с 53,2 до 65,3%. 

Педагоги недовольны не только размером зарплаты, но и тем, как она распределяется, констатирует она: «Видимо, какое-то время все учителя ждали роста зарплат, но этого не произошло, отсюда и рост негатива». Подрабатывают (время от времени или регулярно), по её данным, 42,6% учителей, чаще всего — в крупных и средних городах, а в малых городах, поселках и на селе — реже, поскольку «там просто негде подрабатывать». «Если почти 54% учителей говорят, что их зарплата практически не выросла, если им денег на жизнь не хватает и они массово подрабатывают, то что тогда можно говорить об эффективном контракте?», — задаётся вопросом Клячко. 

При этом, как отмечают эксперты Института образования НИУ ВШЭ, среди причин неудовлетворённости на первом месте оказалась высокая внеучебная нагрузка, в том числе большие объёмы документации и отчётности (45% ответивших учителей), а заработная плата оказалась на втором месте. 

Другие причины 

Среди остальных предложенных вариантов причин распределение ответов следующее: плохое социальное обеспечение (25%), плохой контингент учащихся (20%), плохая ресурсная и техническая база школы, в том числе библиотека, наличие компьютеров, лабораторного и производственного оборудования (16%). 

Такие показатели, как плохие условия труда на рабочем месте, плохая атмосфера в коллективе, невысокая репутация учебного заведения, отсутствие возможностей карьерного роста, сложности во взаимоотношениях с руководством школы, устаревшие учебные планы и программы, отметили менее 5% опрошенных учителей. 

 
 Фото: РИА Новости 

Удовлетворённость работой в школе зависит от возраста учителя: молодые учителя и учителя среднего возраста чаще отмечают вариант ответа «всё нравится». Меньше всего учителей, удовлетворенных условиями работы, в самой старшей возрастной группе.

Больше всего удовлетворены своей работой преподаватели общественных дисциплин (доля тех, кому «все нравится» в работе школы, составляет 35%), менее всего — преподаватели математики и информатики (18%), у остальных распределение ответов близко к среднему показателю. 

Положительным моментом является следующее: хотя учителя не всегда довольны высокой нагрузкой, уровнем оплаты труда и другими особенностями профессии, очень малая доля хочет сменить работу — 76% учителей ответили, что они не хотели бы уйти с данной работы. Большая часть из тех, кто хотел бы сменить место работы, пока не предпринимает для этого никаких действий: 8% этого ещё не делали, 5% не думают, что у них что-либо получится. Только около 2% учителей ответили, что уже ищут другое место работы.