14 сентября отмечается новолетие по церковному календарю

Церковное новолетие является, пожалуй, самым незаметным православным праздником. Именно эта дата считается первым днём нового церковного года.
 
Василий Птюхин. Осень горяча 

14 сентября по новому стилю Православная церковь празднует новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. 

Церковное новолетие является, пожалуй, самым незаметным православным праздником. Именно эта дата считается первым днём нового церковного года. 

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа, а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы. 

Празднование новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришёл «исцелять сокрушённых сердцем». Он прочёл пророчество Исаии (Ис. 61. 1:2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4. 16:22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днём 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читал Патриарх и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий), на литургии и вечерне первого дня Пасхи. 

 
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочёл в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1:2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16:22) 

Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчёта. 14 сентября — такая же условная дата. Даже учебный год в средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя, 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжёлую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». 

И в Римской империи, и на Руси наступление нового года праздновалось 1 марта. Александрийские учёные обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчётам, завершил творение мира именно 1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе. 

Церковное новолетие 14 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна 15-я часть индиктиона, 15-летнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчёта исторического времени. 

Некоторые историки считают, что счёт по индиктионам был введён Константином взамен счёта по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. 

 
Василий Птюхин. Краски осени 

С понятием индикта и простого индиктиона связано ещё одно понятие — Великого индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного круга. Великий индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого индиктиона отцами I Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен юлианского календаря. 

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершён 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлёвской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался. 

С тех времен празднование церковного новолетия 14 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединённым с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.