«Гоголь. Начало»: чужие демоны или игра в голливудскую стилизацию?

31 августа на большой экран вышла картина «Гоголь. Начало» ― первая часть многосерийного фильма, который будут показывать в российских кинотеатрах. Как стоит относиться к картине и чего ждать в продолжении? Разбирался корреспондент «Татьянина дня».

Дисклеймер: для кого снято?

После просмотра фильма может возникнуть вполне предсказуемый вопрос: для кого это снято? Фильм имеет версии для двух возрастных категорий (16+ и 18+), которые, впрочем, мало друг от друга отличаются. Сначала «Гоголя» стоит посмотреть учителям, литературоведам, критикам и только потом ― показывать ученикам старших классов и студентам. Для учеников начальной и средней школы фильм не предназначен хотя бы по двум причинам: он снят с явной претензией на жанр ужасов и может травмировать некоторых юных зрителей; картина может сформировать ошибочное мнение о личности Николая Васильевича Гоголя у людей, не знакомых ни с творчеством писателя, ни с его биографией.

В то же время это фильм для всех, кто способен понимать иронию и обладает чувством юмора

Ещё один Холмс

Российский зритель уже привык к фильмам, в стиле которых сделан «Гоголь». Из зарубежных проектов, популярных в России, его можно сравнить с теми же «Шерлоком» (с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли) и «Шерлоком Холмсом» (с Робертом Дауни-младшим). Здесь даже есть такой же загадочный убийца на лошади, внешне напоминающий чёрного всадника из «Властелина колец» и обладающий теми же свойствами, что и дементоры из «Гарри Потера»! Из недавних отечественных картин лента больше всего тяготеет к «Дуэлянту» Александра Мизгирева.

 

Действительно, в результате получилась этакая забавная игра в голливудскую стилизацию. Впрочем, сами создатели «Гоголя» не скрывают, что их задачей была вовсе не реконструкция образа писателя, его эпохи и так далее, а скорее ирония, хулиганство, несерьёзная фантазия на тему фобий, пристрастий, страхов и психологических особенностей личности. Именно так этот фильм и стоит воспринимать.

Говоря о перекличках с зарубежными проектами, стоит отметить три вещи, из-за которых подобные отсылки становятся обоснованными. Во-первых, это основной саундтрек ― он словно замаскированный ремейк главной темы «Шерлока». Во-вторых, дуэт Якова Гуро (Олег Меньшиков) и Николая Гоголя (Александр Петров) также адресует сознание зрителя к современному дуэту Шерлока Холмса и Доктора Ватсона (в любом сочетании голливудских звёзд). Наконец, стоит ли говорить, чем Гуро и Гоголь занимаются на протяжении первого эпизода? Конечно, расследуют убийства!

Молодой писарь

В фильме Гоголь представлен молодым (знатоки могут сделать логический вывод, что действие происходит в 1820-х годах). Он ещё не писатель, но уже стремится им стать, а пока ― обычный судебный писарь в третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Свою первую поэму «Ганс Кюхельгартен», так и не показанную Пушкину (в фильме эту эпизодическую роль играет Павел Деревянко), Гоголь в пьяном порыве сжигает (сразу вспоминаем, что пройдёт со вторым томом «Мёртвых душ»). Затем следователь Гуро забирает Гоголя в село Диканька для расследования серии таинственных убийств…Тут-то и начинается самое интересное!

 

Это «самое интересное» зритель может увидеть в кино, а если жаль денег ― подождать начала 2018-го, когда «Гоголь» появится на телевидении.

Что дальше?

Несмотря на всю «голливудщину», которая просматривается в фильме сразу и без использования «специальной оптики», надо отметить, что на выходе проект получился довольно интересным. Конечно, копание в чужих демонах, ― не самое благородное занятие, особенно для работников киноиндустрии и применительно к великому писателю. Но, как показывает практика, даже это можно делать с уважением к герою и так, чтобы результат работы не отторгался зрителем. Главное ― понимать, что к реальному Гоголю фильм относится весьма опосредованно.

 

Что будет дальше, мы пока не знаем, но можно полагать, что даже если проект провалится или совсем скатится в «желтизну», скучать не придётся. Остаётся ждать продолжения.