Новые методики помогают студентам учиться дистанционно

В России запущена «Национальная платформа открытого образования». Её особенность в том, что каждый онлайн-курс может стать частью программы любого вуза и будет перезачтён студентам как очный курс.
Фото: «Коммерантъ»  

Чтобы учиться у лучших профессоров ведущих вузов, теперь не обязательно ехать в другой город. Стать их студентами можно не выходя из собственной квартиры. 

В России запущен необычный проект — создана «Национальная платформа открытого образования». На платформе размещено 214 открытых онлайн-курсов, которые подготовлены лучшими учеными ведущих вузов. Это МГУ, ВШЭ, МИСиС, МФТИ, СПбГУ, УрФУ и Университет ИТМО, сообщает «Российская газета». 

Только что к платформе открытого образования подключился Томский государственный университет. На платформе размещены 16 онлайн-курсов этого вуза. 

Платформа работает с 2015 года, и за это время тысячи студентов получили возможность слушать лекции в том университете, который они выбрали сами. Особенность проекта в том, что каждый онлайн-курс может стать частью программы любого вуза и будет перезачтён студентам как очный курс. Сегодня более 60 университетов России признают результаты обучения на платформе открытого образования. Среди них — Сибирский федеральный университет, Томский политехнический университет, Омский государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Тольяттинский государственный университет, Южный федеральный университет и многие другие. 

Как работает этот механизм? К примеру, университет определил список онлайн-курсов, которые он готов перезачесть, опубликовал этот перечень на сайте. Студент выбирает то, что ему нравится, предупреждает об этом учебную часть, смотрит лекции, выполняет задания, оплачивает прохождение экзамена и, если набирает нужное количество баллов, получает электронную версию сертификата. 

Возможен и другой вариант: вуз, который подготовил курс, и вуз, который хочет включить его в свою программу, заключают между собой сетевой договор, где прописывается, какие именно курсы будут задействованы, кто и как возместит расходы вузу-автору курса на сопровождение и проведение экзамена. Эта модель сейчас особенно популярна. В Ассоциации «Национальной платформы открытого образования» изданию пояснили, что количество перезачётов превышает семь-восемь тысяч. 

 
Фото: Jisc.ac.uk 

Для студента сертификат — что-то вроде академической справки, где сказано, сколько и чего он прослушал, какую оценку получил. Но на платформе можно обучаться совершенно бесплатно и без получения сертификата. И не важно, в какой стране живёт человек, главное, чтобы он знал русский язык. Уровень программ приближен к бакалавриату, запись на курсы идет заранее или в течение одной-двух недель после начала лекций. Никаких ограничений по количеству выбранных курсов нет. Можно слушать одновременно хоть пять или десять. Что важно, никакой строгой привязки ко времени начала онлайн-курса нет. Лекции доступны круглосуточно. 

Среди самых популярных онлайн-курсов — введение в историю искусства, веб-программирование, маркетинг, язык, культура и межкультурная коммуникация, самоменеджмент, основы астрономии, теория игр, история России, социальная психология, управление проектами, юридическая поддержка стартапов. 

Чаще всего университеты перезачитывают студентам эти онлайн-курсы: детали машин и основы конструирования, безопасность жизнедеятельности, философия, макроэкономика, теория решения изобретательских задач, основы метрологии, стандартизация и оценка соответствия. Всего таких курсов 20. 

«Новая образовательная платформа поможет существенно улучшить качество базовых дисциплин, преподаваемых в региональных вузах, ведь она позволит даже небольшим провинциальным вузам использовать кадры, ресурсы и разработки ведущих университетов страны», — считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. 

По мнению экспертов, будущее в образовании — за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные. Между прочим, больше всего к этому готовы школьники (по статистике, 44% учеников сутками напролет сидят в Интернете). 

Дистанционное образование. Мировой опыт 

Массовые открытые онлайн-курсы принципиально отличаются от традиционных технологий заочного обучения, считает заместитель вице-президента Университета Колорадо по цифровым технологиям в области образования и вовлечённости Дебора Кейек-Франссен. «Они способствуют распространению результатов исследовательской деятельности вуза, изучению и оценке новых методик преподавания и обучения. Это и оценка студентов сокурсниками, и автоматизированное тестирование, адаптивное обучение и другие современные практики», — приводит её слова «Коммерантъ». 

Лидерами мирового рынка онлайн-образования остаются зарубежные компании. Самые крупные из них — Coursera (авторами идеи выступили преподаватели Стэнфорда) и EdX (была создана по инициативе Гарвардского университета и Массачусетского технологического института). 

«Coursera возникла как совсем некоммерческая затея, и только через несколько лет участники стали задумываться о получении дохода. Скорее всего, нынешняя ситуация скоро изменится и через десять лет доходы от онлайн-курсов ведущих вузов будут составлять значительную часть их бюджетов. Но мы, влезая в это дело, действительно не думали о немедленном получении дохода. Скорее о завоевании аудитории», — рассказал “Ъ” ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. 

 

ВШЭ сейчас единственный российский вуз, который входит в топ-10 партнёров платформы Coursera по количеству курсов (слушатели могут обучаться по 56 направлениям). «Онлайн-обучение требует перестройки многих традиционных процессов университета. В прошлом году более 40% наших студентов уже изучали часть дисциплин учебного плана в формате blended learning или полностью онлайн, это примерно 11 тысяч человек»,— рассказали в пресс-службе ВШЭ. Тем не менее это пока не привело к кардинальным изменениям в работе вуза: «Всё только начинается. Мы будем постоянно анализировать и корректировать подходы в зависимости от того, как они влияют на качество обучения». В пресс-службе подчёркивают, что пока ВШЭ вкладывает в развитие онлайн-образования больше средств, чем удается заработать на нём: «Университет привлекает для этого спонсорские средства. Доход составляет примерно 10-15% от вложенного в проект бюджета. Это инвестиции в будущее». 

Согласно результатам исследования, проведённого платформой Coursera в 2016 году, основная аудитория учащихся онлайн — работающие люди с высшим образованием. Но у российской аудитории есть особенность: 57% слушателей используют онлайн-курсы «для достижения профессиональных целей». В Америке и Великобритании доля таких учащихся — 48% и 40%. 

«Каждый день к платформе присоединяются более 500 новых слушателей из России и стран бывшего СССР. За всё время существования платформы пользователи из этих стран 4,8 млн раз прослушали онлайн-курсы»,— рассказала газете региональный менеджер Coursera Инесса Роман-Погоржельская. В России наибольшим спросом пользуются три направления дистанционного образования: бизнес-тематика (примерно 15%), компьютерные науки (около 10%) и анализ данных (от 5% до 10%). Из деловых курсов россияне чаще изучают интернет-предпринимательство, основы бизнеса и финансовые инструменты частного инвестора. Среди компьютерных наук спросом пользуются курсы по дизайну интерфейсов, основам разработки на C++ и алгоритмам и структурам данных. Российские пользователи также выбирают дополнительное онлайн-образование по машинному обучению и Deep learning. 

«Из тех, кто прошел курс или специализацию, 85% подтвердили, что это способствовало достижению профессиональных и карьерных целей. Более того, 35% учащихся, нацеленных на развитие карьеры, отмечают, что благодаря онлайн-обучению они смогли серьезно продвинуться по карьерной лестнице, найти новую работу или открыть собственный бизнес»,— добавила Роман-Погоржельская. 

Самая известная подобная онлайн-платформа Coursera была создана в 2012 году преподавателями Стэнфордского университета. Всего за несколько лет её аудитория выросла до 11 миллионов слушателей, с порталом сотрудничает около 120 вузов, в том числе и российские.