Революция на улицы не вышла ― революция ушла в музей

В преддверии годовщины Октябрьского восстания сотрудник Третьяковской галереи Ольга Менчукова размышляет, как отмечали столетие революции в Москве, и заодно рассказывает, какие столичные выставки, посвященные ему, ещё можно успеть посетить.

Те, кто мало читает интернет, редко ходит в музеи и не бывает на конференциях, вряд ли заметили, что Россия отмечала 100-летие революции. Особенно если сравнивать с другим юбилеем ― 70-летием победы в Великой Отечественной войне. Два года назад праздник вышел на улицы в прямом смысле : парады и салюты во многих городах, авто- и мотопробег, акция «Бессмертный полк» ― в праздничных мероприятиях участвовали около 20 миллионов человек.

А вот революция на улицы не вышла. Юбилей пришелся ко двору лишь в медиапространстве, в музейной и научной среде. Тут были и значимые интернет-проекты («1917. Свободная история» от «Яндекса», «Столкновение с бездной» от ТАСС, «Студенты революции» от «Татьянина дня» и «Стола» и так далее), и крупные международные конференции («Столетие Революции 1917 года в России» в МГУ, «Документальное наследие Российской революции» в Государственной публичной исторической библиотеке и другие) и выставки (о них ниже). Сколь-нибудь заметных акций, которые привлекли бы к юбилею внимание широкой публики, не было.

Дело не в личных вкусах и интересах: можно до зубовного скрежета спорить, хорошо или плохо повлияла революция на жизнь нашего государства. В любом случае она кардинально её изменила, определив ход истории почти на сто лет. Почему же столетие революции «не заметили»?

Возможно, политические элиты опасаются, что юбилей революции взбудоражит коллективное бессознательное и напомнит о таких способах борьбы, которые любая власть предпочитает не вспоминать. Неслучайно оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных со столетием революции, предложил участникам примириться с тяжелым прошлым ради национального единства. (Существует ли примирение без согласия по спорным вопросам ― тема отдельного разговора.)

 

Но на широкие акции нет запроса и со стороны общества. Почему? Потому, что всё слишком неоднозначно, и непонятно, что и как отмечать? Потому, что наших дедушек и родителей перекормили «красным днём календаря»? Потому, что нынешние идеалы отличаются от «Мы наш, мы новый мир построим»? Потому, что на коренное переустройство общества многие «напоролись» недавно, в 90-е? Или потому, что средний россиянин не знает, что делали его предки в 1917-м и не воспринимает революцию как относящуюся лично к нему? Вопросы открытые.

Однако в чем-то юбилей революции даже выиграл от того, что его предпочли не заметить. Самые значимые мероприятия сложились так, как их задумали музейщики, журналисты и ученые, без «госстандартов» и готовых ответов, упрощающих историю. Российское военно-историческое общество ― нынешний рупор министерства культуры, без участия которого редко обходятся «профильные» выставки, ― тему революции обошло стороной. Зато другие организации устроили множество маленьких и коротких, но интересных выставок. Некоторые были иллюстративно-документальными: «Московский Кремль после артиллерийского обстрела 1917 года» в Кремле, «1917. От Февраля к Октябрю» в Исторической библиотеке, «1917 год. Рисунки художника Юрия Арцыбушева» в Госархиве РФ. Другие ― концептуальными, где тема революции раскрывалась под необычным углом: «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революций 1917 года» в Литературном музее, «Мода и революция» в Музее Москвы, «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» в Российской государственной библиотеке и даже «Детские рисунки времен Революции 1917 года» в Историческом музее…

Хотя многие проекты уже завершены, на некоторые выставки можно успеть, чтобы задуматься над историей, задать вопросы и попробовать найти собственные ответы.

В обзор не попала выставка «Энергия мечты», которая откроется в Историческом музее завтра и будет работать по 28 ноября 2018 г.

«1917. Код Революции» в Музее современной истории России

До 12 ноября

Пока ещё можно посетить одну из самых масштабных московских выставок о перевороте ― в музее, который сам по себе плод революции (Музей современной истории России был основан в 1917 г. и до 1998 г. назывался Музеем революции). Документы и вещественные свидетельства в пяти залах емко рассказывают историю революции: от предпосылок ― к Февралю, от Февраля ― к Октябрю, от Октября ― к агитации (зал «Искусство на службе у революции») и проектированию нового общества.

 

Благодаря размеренному повествованию и отсутствию явных перекосов, выставка может стать учебником о русской революции ― не только содержательным, но и современным, поскольку разговаривает со зрителем на актуальном языке.

Во-первых, история на выставке зрима. Для клише нашлись яркие символы: от «встречающих» посетителей рабочего, солдата и крестьянина до герба Российской империи ― двуглавого орла из зала заседаний Государственной думы, которому во время Февральской революции отломали скипетр и частично отрезали крылья. Среди других артефактов ― записки Владимира Ленина, телеграфный аппарат, по которому передавались сообщения о революции в Петрограде, личные предметы (напрестольный крест, посох и куколь) новоизбранного патриарха Тихона, ключи от Александровского дворца, где с марта 1917 года находились под арестом последний император с семьёй, и оружие с места их расстрела…

Во-вторых, погружению в атмосферу способствуют звуки революции: это и непрерывный стук печатных машинок и типографских станков, и заводской гудок, сообщавший о начале рабочей смены или призывавший к стачке, и голос Ленина — фрагмент программной речи «Что такое советская власть?».

«Для нас было важно, ― говорит куратор выставки, кандидат исторических наук Никита Аникин, ― не говорить о победителях и проигравших, а отразить всю сложность такого явления, как революция. Почему оно возникает, как протекает, чем заканчивается, особенно для тех, кто ее начинал ― вот вопросы, на которые мы искали ответы».

«Цай Гоцян. Октябрь» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

До 12 ноября

Вдохновившись 100-летием революции, китайский художник Цай Гоцян создал серию работ (инсталляции, художественные полотна и даже проект пиротехнического представления на Красной площади) специально для Пушкинского музея. При работе над выставкой «Октябрь» он задавался вечными вопросами: какова роль личности в истории? Как, наоборот, ход истории влияет на судьбу человека? Нужно ли, создавая новый мир, разрушать старый? Как связаны личные мечты и коллективные идеалы? Не давая готовых ответов, Гоцян предлагает зрителю поразмышлять вместе с ним.

 

Одна из центральных инсталляций, «Земля», ― русское поле с колосками, исчерченное знаками, разглядеть которые можно лишь в зеркальном потолке: это звезды, серпы и молоты… Такая же дистанция зачастую необходима, чтобы понять и оценить историческое событие. Но если в экспозиции дистанция ― пространство между инсталляцией и зеркалом, в нашей жизни это время.

Впечатляют и двадцатиметровые картины, созданные с помощью трафаретов и пороха. Для одной из них, «Реки», художник использовал 100 фотографий, сделанных в России за последний век. Отобрав кадры, где наши соотечественники запечатлены во время поворотных событий и, напротив, в повседневности, он перевел фото в трафареты, а потом разместил на полотне. По контурам трафаретов художник засыпал пиротехническую смесь, которую поджег на полу одного из павильонов ВДНХ («из искры возгорится пламя…»). В одно мгновение на холсте остались черно-белые отпечатки, запечатлев людей, оставивших след в бурном течении истории.

Выставка Цая Гоцяна, завораживающе красивая и говорящая со зрителем без кураторских пояснений вроде «этим автор хотел сказать…», имеет все шансы понравиться любителям не только современного, но и классического искусства.

«Некто 1917» и «Ветер революции» в Государственной Третьяковской галерее

До 14 января 2018 года

В Третьяковской галерее идут два параллельных проекта, посвященных революции.

О выставке «Некто 1917» Taday.ru уже писал. Коротко отметим, что это интересный эксперимент, показывающий «срез» творчества русских художников в эпоху перемен. Посетить ее стоит, даже если вы не интересуетесь темой. Здесь представлено большинство знаковых художников начала XX века и можно увидеть, как в один и тот же год сосуществовали совершенно разные направления.

«Ветер революции» ― единственная в нашем списке выставка скульптуры, камерная (27 произведений), но не менее примечательная. В отличие от предыдущего проекта, на ней в основном представлены работы 1920-1930-х гг. В это время скульпторы сосредоточены на осмыслении произошедшего, ищут художественные средства и символы, которые помогли бы передать пафос переживания революционных событий. Другие экспонаты выполнены в рамках плана монументальной пропаганды, но во всех произведениях революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.

«Evolution/Революшн/Revision» в Царицыне

До 12 ноября 

«Evolution…», в которой приняли участие российские и голландские художники, проходит в рамках Московской биеннале современного искусства. Кураторы расширили тему революции и осмыслили её как универсальное понятие: Великая французская, Русская, культурная, сексуальная, исламская, цветная... На их взгляд, каждый художник по-своему отвечает на вопрос: «Можем ли мы сегодня говорить о революции как об эволюционной парадигме развития человечества?»

 

Однако единого высказывания не получилось. В некоторых случаях связь с темой очень зыбка, а некоторые художники словно и не пытались вписать инсталляции в предложенную концепцию.

Есть, впрочем, интересные, многоуровневые работы. В видеоинсталляции «Tabularasa» (Колесников/Денисов+Иван Вдовин) эволюция человечества представлена через эволюцию орудий убийства (в виде принтов на подушках, которыми беззаботно дерутся подростки) ― от каменных топоров до совершенных машин уничтожения. Художники словно спрашивают зрителя: является ли эволюцией процесс, который может привести человечество к «чистому листу»?

«Александр Лабас. Октябрь» в Институте русского реалистического искусства

До 10 декабря

Экспозиция интересна в первую очередь ценителям творчества художника, желающим увидеть ещё одну грань его творчества. На момент народных волнений Лабасу было 17 лет, и он, как многие молодые люди, с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Во время боёв в Москве осенью 1917 художник выполнил ряд акварелей с натуры. К сожалению, они были утрачены в годы Гражданской войны, иначе составили бы ядро экспозиции. В результате на выставке ― работы, созданные в 1920-1970-х годах. Сам художник так объяснял долгоиграющий интерес к революционной теме: «Я не могу забыть эти образы, звуки, ритмы, они преследуют меня. Снятся мне. Сила и накал этого времени незабываемы!»

 

В экспонатах, с одной стороны, узнается почерк Лабаса: например, повсеместно применяется прием смазывания, придающий эскизам схожесть со спешными фотографиями. «Художник пишет не определенный исторический эпизод, а... симфонию звуков и ритмов времени», ― поясняет эстетику работ Ольга Бескина-Лабас. С другой, они разительно отличаются от наиболее известных работ живописца, в которых словно ощущается вибрация воздуха. Более графичные, выполненные в основном в сдержанной цветовой гамме, они могут не прийтись по вкусу тем, кто знает Лабаса по известнейшим произведениям.

Выставка дополнена архивными фотографиями 1917-1923 гг., запечатлевшими события революции, и кинопоказами фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь»..

«Мы наш, мы новый мир построим...» в Кускове

До 18 марта 2018 г.

На выставке можно увидеть, как главные темы советского времени (не только революция, но и индустриализация, стахановское движение, строительство первых станций метро) находили воплощение в стекле и керамике. Экспозиция крупная как по количеству экспонатов (более тысячи), так и по охвату времени (до 1990-х). С авангардными работами 1920-х ― супрематическими чашками и конструктивистскими вазами ― соседствуют статуэтки с жанровыми сценками (например, больной на приеме у зубного врача).

 

Скучно точно не будет: помимо прочего, знакомство с обиходом советского человека на протяжении десятилетий ― хорошая возможность увидеть, как утопические попытки художников 1920-х создать новый быт и нового человека поглощаются ампирными вазами с портретами вождя.

«Каждому по свободе? История одного народа в годы революции» в Еврейском музее и центре толерантности

До 14 января 2018 г.

Эта выставка ― междисциплинарный исследовательский проект, рассказывающий о культурном, политическом и религиозном развитии еврейского сообщества в России в годы революции: от подъема надежд в феврале 1917 до ограничения свобод в 1919 г.

 

Среди экспонатов ― фотографии, театральные афиши, листовки и плакаты политических партий, картины Марка Шагала, Роберта Фалька, Иссахара Бера Рыбака и Эль Лисицкого.

Изюминка выставки ― «комнаты» непосредственных участников событий: Льва Троцкого, Юлия Мартова, Марка Шагала, Веры Инбер, Семена Дубнова и Василия Шульгина, оформленные в духе времени и передающие особенности их личности. Фоном экспозиции звучат их дневники и воспоминания.

Фото автора, «Известия», «Ведомости», www.rushistory.org, www.arts-museum.ru, mos.ru