При выборе книг школьники ориентируются на советы в интернете

Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ опросили учащихся 8−11 классов из разных регионов РФ, чтобы узнать об их чтении.
 
Фото: РИА Новости 

В последние годы политические и общественные деятели неоднократно выступали с предложениями стимулировать чтение школьников, в том числе и путём составления списков книг для обязательного чтения. При этом нередко звучат жалобы на то, что современные подростки почти не читают. Так ли это на самом деле? Оказывается, старшеклассники сегодня обращаются к книгам часто и охотно, как по учёбе, так и для досуга, утверждают исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ). 

«Мы узнали, что школьники читают много, как для учёбы, так и для удовольствия», — приводит РИА Новости слова заведующей лабораторией Екатерины Асоновой. 

Надо или хочется? 

Исследователи установили, что «для учёбы» 41% старшеклассников читают каждый день, 43% — несколько раз в неделю. 

На чтение для «себя» они тратят меньше времени: 27% старшеклассников читают в своё удовольствие каждый день, 34% — несколько раз в неделю, 16% — несколько раз в месяц. Каждый пятый (19%) сообщил, что у него нет свободного времени, поэтому для себя он почти не читает. Однако многие из этой группы, по их словам, интересуются книгами и хотели бы читать почаще. 

Старшеклассников спросили, что для них более важно, когда они читают для себя. На первом месте (80%) оказалось получение удовольствия от чтения, и с возрастом этот мотив возрастает. На втором – отдых и расслабление (65%). А вот «быть в курсе того, что читают мои друзья» оказалось очень важным всего для 15% респондентов. 

«Выбирая книгу для учёбы, подростки больше прислушиваются к рекомендациям педагогов, а при чтении для себя — к советам друзей. При этом, в обоих случаях, они охотно знакомятся с рекомендациями интернет-пользователей, но редко прислушиваются к советам библиотекарей», — рассказала агентству Екатерина Асонова.

 
 Фото: Fotolia 

Выбирая материал для подготовки к занятиям, старшеклассники обычно опираются на мнение учителей (68%), рекомендации интернет-сайтов (44%) и советы репетиторов и преподавателей курсов (37%) (на этот вопрос можно было выбрать более одного варианта ответа). 

При чтении «для себя» 57% школьников предпочитают рекомендации друзей, 37% прислушиваются к мнению родителей, а 29% интересуются мнением учителей. 37% респондентов заявили, что выбирают источники для досугового чтения полностью самостоятельно. 

Читаем и обсуждаем 

Школьники не только читают, но и активно обсуждают прочитанное — чаще всего с учителями (54%) и с друзьями — «в реале» (51%) или в соцсетях (36%). И лишь менее четверти (23%) респондентов, по её словам, не имеют такой привычки. 

Почти половина школьников считают себя участниками читательских (или писательских) сообществ. Более четверти (29%), чаще девушки, состоят в читательских группах в социальных сетях, 17% участвуют в «фэндомах» — сообществах любителей той или иной книги, 7% — в творческих мастерских, 6% — в студиях выразительного чтения и 5% — в читательских клубах. 

Согласно опросу, старшеклассники готовы не только читать и обсуждать, но и создавать собственные творческие проекты на основе прочитанного. 

При этом около четверти (26%) опрошенных выбрали бы спектакль по отрывку из произведения; по 12% голосов получили фотоальбом по мотивам книги и читательский блог с обзором прочитанных книг; 11% участников опроса хотели бы подготовить тематический сборник стихов; 10% готовы написать «фанфик» (сочинение по мотивам литературного произведения), а 10% — комикс по мотивам прочитанного. 

Создать тематическую группу ВКонтакте или читательский видеоотзыв на YouTube пожелали по 7% респондентов, сообщили исследователи. 

В библиотеку — не только за книгами 

Увлечённым чтением школьникам и их родителям, возможно, будет интересно узнать, что библиотеки сегодня предлагают не только книги, но и множество других возможностей для открытого и непрерывного образования. 

Исследователи из МГПУ проанализировали 47 столичных библиотек (6 юношеских и 41 детскую) и выяснили, что в 44 из них можно получить разного рода образовательные услуги.

 
   Фото: Fotolia 

«Не скроем, нас удивило, что книжные и читательские программы — не самые популярные среди образовательных и просветительских проектов библиотек», — рассказала РИА Новости Екатерина Асонова. 

Исследователи обнаружили 14 предложений о компьютерных курсах и 10 — о языковых; 10 программ по краеведению и истории быта; пять — по подготовке к школе и столько же шахматных клубов. Кроме того, есть кружки по эстетическому и духовному воспитанию, экологические клубы, дискуссионные и киноклубы. 

В 32 библиотеках есть программы по художественному (13) и прикладному (9) творчеству; театральные студии (12); литературные и поэтические лаборатории (7); программы музыкального развития (6). Примерно половина детских и юношеских библиотек предлагает психологические услуги, а также читательские проекты — дискуссионные клубы и программы литературного развития. 

«В целом, анализ библиотечной афиши порадовал — за два года она стала разнообразнее и богаче», — заключила Асонова.