Музыка моей души: «Крейцерова соната» в новом сезоне «Балета Москва»

Небольшой зал на пятом этаже Центра имени Мейерхольда. На сцене ― рояль, скрипка и дым, а в зрительном зале нет свободных мест. Театр «Балет Москва» открыл новый сезон премьерой спектакля «Крейцерова соната». Первый в России балет по одноимённой повести Льва Толстого поставил молодой канадский хореограф Роберт Бинет.
Фото: Meyerhold.ru 

Бинет прочёл повесть, ещё будучи школьником, но уже тогда его поразила история о музыке, которая может в корне изменить судьбу. «"Крейцерова соната" Льва Толстого всегда привлекала меня тем, что музыка в ней диктует развитие сюжета; это прекрасно передаётся в танце, где музыка диктует движение тела», ― говорит хореограф.

Бинет приехал в столицу по приглашению театра «Балет Москва», а написать либретто пригласил драматурга Бритту Джонс, которая и предложила распределить роли иначе, чем в тексте Толстого. В повести главный герой, Позднышев, чётко прописанный со всеми пороками, постепенно поглощается ревностью и доходит до крайней степени возбуждения и ярости.

В спектакле акцент смещается: ключевая роль отводится жене (в тексте у неё даже нет имени), ее переживаниям, духовному развитию под воздействием музыки. В постановке звучит оригинальная «Крейцерова соната» Бетховена и музыка композитора Гити Разаз, которая также долгое время мечтала поработать с произведением Толстого.

Фото: Meyerhold.ru 

Женщина в исполнении Евгении Гончаровой начинает своё движение, отойдя от музыкальных инструментов. Они были связаны с её прошлой жизнью ― теперь же она жена и будущая мать. Первые сцены рисует молодую пару, счастье которой отражается и в грациозных поддержках, и в мимике актёров. Однако счастью не суждено реализоваться ― происходит выкидыш. Героиня тут же теряет смысл жизни, потеря ребёнка усугубляется холодностью по отношению к мужу.

Но герой Эдуарда Ахмедшина не равен Позднышеву из повести ― он состоит из противоречий. Любит жену, заботится о ней (иногда чересчур навязчиво), пытается достучаться до неё и вернуть к жизни. Но безразличное, едва ли не ненавистное отношение жены может вывести из себя даже самого трепетного и терпеливого мужчину. Движения становятся всё резче, в музыкальной партии солирует скрипка натянутый нерв уже треснувших отношений. Танец превращается в борьбу, муж уже буквально силой готов добиваться близости с женой. Бросаясь из крайности в крайность, он пытается обуздать вихрь страсти, несколько раз подаёт жене стакан, словно в нём живая вода, которая вернёт её к жизни.

Героиня не принимает его, она прячется от ненавистной реальности в тёмном лабиринте своих сомнений и переживаний. В отличие от повести, муж любит жену, но не понимает или не хочет понять: бывшая скрипачка несколько раз пытается дотянуться до своего инструмента, но муж то нежно, то властно, не позволяет ей этого сделать.

 
 Фото: Meyerhold.ru 

Лишь с появлением пианиста (Отмар Клеманн), который вручает ей партитуру с бетховенским произведением, героиня оживает. Была ли это любовь с первого взгляда или лишь возможность быть с человеком, который понимает, предлагает иную жизнь? Через любовь к этому мужчине героиня возвращается к своей прежней любви ― музыке.

С её появлением героиня меняет свой наряд, на губах появляется красная помада, взгляд становится весёлым, а движения увереннее. Теперь она даёт отпор настойчивому мужу, которого совсем не любит.

Герой предан жене, но её холодность и собственная ревность мучают его. Любимая всё время ускользает из его рук, он видит её двойников в объятиях танцующих мужчин. Властный мужчина, доведённый до отчаяния бессилием в попытках что-то изменить, трагично завершает эту историю согласно финалу толстовского произведения.

 
 Фото: Meyerhold.ru 

Линейное развитие сюжета от семейной идиллии к разрушению, расставанию, смерти легко воспринимается через пластику. Танец не сводится к пояснению сюжета, но и воплощает рефлексии героев. В хореографическом плане спектакль представляет смешение разных стилей: классическое соло жены на пуантах и контемпорари в исполнении кордебалета. Сценография минималистична ― помимо скрипки и пианино, представлен каркас дома, со всех сторон которого выходят артисты массовых сцен. Они то представляют гостей, то смутные мысли и потемки души героини, порой сбивая зрителя с толку запутанными хореографическими композициями.

Понятная в своем воплощении история, созданная Толстым, преобразуется на сцене и раскрывается в реалиях нашего времени. Балет «Крейцерова соната» в очередной раз показывает, что происходит с человеком, томимым ревностью. Но вместе с тем акцентирует внимание на чувствах того, кто ощущает эту ревность и пытается избавиться от её гнёта.