В топ-200 первого национального рейтинга вузов вошли только 13 российских

Ректор МГУ Виктор Садовничий подчеркнул, что перечень лучших университетов составлен объективно.
Фото: ТАСС 

В проекте нового международного рейтинга вузов «Три миссии университета» со штаб-квартирой в России участвовали 338 университетов из разных стран. В топ-200 попали вузы из 39 стран мира, в том числе 13 российских.

Об этом рассказал на заседании Правления Российского Союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий, сообщает ТАСС. 

Рейтинг будет представлен 11 декабря. 

Садовничий подчеркнул, что перечень лучших университетов составлен объективно: «За объективность мы отвечаем, это дело нашей совести». 

Он добавил: «В мире известно более 100 рейтингов. Крупных международных около 20. Но тема «университет и общество» там вообще не учитывается. А мы ставили задачу посмотреть на систему образования более широко. В нашем рейтинге нет опросов, только измеряемые показатели. Среди критериев нет ни одного, где Россия имела бы явное преимущество». 

Что учитывает новый рейтинг при оценивании вуза? Образование, на него приходится 45% веса, науку ― это 25%, значение вуза для жизни общества и своей страны ― 30%. В том числе количество онлайн курсов вуза, международные премии, процент иностранных студентов, количество выпускников, которым посвящена отдельная страница в Википедии. 

Ректоры предложили в перспективе включить в критерии итоги национальных экзаменов, которые приносят при поступлении абитуриенты, доступность для студентов глобальных образовательных ресурсов, долю студентов, которым компенсируется обучение ― полностью или частично, упоминание вуза в СМИ.

По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, создание национального рейтинга «Три миссии университета» поможет продемонстрировать мощь и качество российского образования. 

«Создание национального рейтинга ― не только важнейшая задача повышения качества российского образования, но и решение нашей проблемы именно в демонстрации мощи и силы российского образования, которое на самом деле есть. И самый яркий пример и подтверждение того, что я сказала, ― это то рвение, с которым все образовательные и научные центры охотятся, начиная со второго и третьего курса, за наши молодые головы и таланты», ― приводит агентство слова министра. 

 
 Фото: «Российская газета» 

По еe словам, никакие «политические тревоги, которые переживает Россия», не касаются высшей школы. 

«Очень хорошо, что большинство университетов активно включились в этот рейтинг. Не только ведущие вузы из проекта «5-100» (госпрограмма повышения конкурентоспособности российских вузов в мире), но еще и 14 вузов в этом году пополнили предметные рейтинги. Число признаний, несмотря на всю политическую ситуацию, количество признаний наших университетов все-таки увеличивается. Не всегда объективная оценка зарубежных рейтингов способствует нашему продвижению в мире», ― подчеркнула Васильева. 

Суверенное исследование университетов 

Собственная система оценки успешности университетов в России появилась в ответ на слабые результаты российских вузов в ведущих мировых рейтингах. 

О запуске рейтинга, который предлагает более «глубокий взгляд» на российскую систему образования, один из инициаторов начинания Виктор Садовничий объявил в ноябре 2016 года. Участие в исследовании подтвердили Турция, Иран, Бразилия, Япония, Иран, Китай, Индия, Азербайджан. 

Эксперты назвали инициативу «сложновыполнимой задачей» и напомнили, что прошлые попытки России выйти на рынок мировых рейтингов оказались безрезультатными. 

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (наука, образование и общество) запустили Российский союз ректоров (РСР) и Российская академия наук. 

Поскольку российские вузы не входят в список лучших университетов, «возникает вопрос, что произошло: неудачные реформы или погрешность» критериев рейтингов, которые не учитывают специфику российской системы образования, говорит Садовничий. «Наша система образования заслуживает того, чтобы глубже на нее посмотреть», — уверен он, поэтому РСР и предложил разработать национальную систему оценки успешности вузов. 

В марте 2013 года Владимир Путин поручил разработать критерии для создания российского национального рейтинга ведущих мировых и отечественных вузов. Кроме того, согласно другому президентскому указу, не менее пяти российских вузов к 2010 году должны войти в топ-100 одного из уже имеющихся мировых рейтингов (Шанхайский, QS или Times Higher Education). Для реализации указа была разработана программа «5-100», в которой участвует 21 вуз. Ни один из них в общую сотню мировых рейтингов не вошел. В ней РФ представлена только не участвующим в программе МГУ, занявшим 87-ю позицию Шанхайского рейтинга в 2016 году. 

 
Фото: Msu.ru 

По словам Виктора Садовничего, в мировых рейтингах большой вес имеют репутация вуза и наукометрические данные: «Репутационная составляющая в науке всегда подвергалась сомнениям, она базируется на оценках экспертов, которые могут даже не знать вуз». По его словам, принципиальное отличие российского рейтинга — отказ от экспертной оценки и расчет показателей только «по измеряемым данным». Кроме того, авторы предлагают «стабилизировать» наукометрические показатели, чтобы не было «неоправданных преимуществ», включив в расчёты национальные системы цитирования, а не только крупнейшие в мире англоязычные базы Web of science и Scopus, на которые ориентируются ведущие рейтинговые агентства. 

Рейтинг предполагает анкетирование университетов и расчёт места исходя из 34 критериев, которые объединены в группы: «Образование» (40% от общего веса), «Наука» (30%), «Интернационализация», «Устойчивость и потенциал развития», «Дистанционное образование» (по 10%). Кроме того, авторы рассчитывают определить степень «влияния университета на общество». Исследование включает три направления: положение вуза в мире (глобальный рейтинг), место в регионе (например, страны БРИКС) и национальный российский рейтинг. 

«Мировые рейтинги действительно содержат определённые преференции для англоязычных стран, но это не останавливает рост в них китайских, японских, израильских университетов», — сказал «Коммерсанту» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он напомнил, что в последние годы безрезультатные попытки «создать рейтинг равномощный существующим делались и у нас, и в ряде других стран». 

В 2013 году в России было создано рейтинговое агентство RUR, оценивающее деятельность 750 вузов мира. 

«Заявленное расширение охвата библиометрических баз в идеале хорошая инициатива, в реальности — крайне сложновыполнимая задача, требующая денежных и людских ресурсов»,— сказала газете региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии QS Зоя Зайцева. По её словам, без этого сложно обеспечить равные возможности на представление информации вне зависимости от языка публикации, качества журнала всем участникам рейтинга.