Советский дизайн: каким он был на самом деле?

В конце января в Музее декоративно-прикладного искусства закончилась выставка «Система дизайна в СССР». В музейном Центре моды и дизайна она заняла немного места, но дала возможность почувствовать атмосферу того времени.

Необходимость создать советскую школу дизайна возникла в 1962 году, после постановления Совета министров «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». В тот же год был открыт Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Институт стал главной организацией страны в области промышленного проектирования. Через два года начал выходить ежемесячный журнал «Техническая эстетика», рассказывавший о советском и мировом дизайне.

Вопреки распространённому стереотипу, советские дизайнеры часто опережали время, однако пустить их разработки в массовое производство оказывалось невозможно. Изъяном советской промышленности было отсутствие технологий, предприятий или материалов для воплощения неординарных замыслов. Чтобы реализовать прорывной проект, потребовалась бы модернизация производства, да и выпуск изделий обходился чересчур дорого. В результате некоторые идеи остались на бумаге или на стадии опытных образцов.

 

Пройдёмся по экспонатам выставки. За стеклом витрины ― макет необычного автомобиля, во многом напоминающего сегодняшний микроавтобус. Это Перспективное такси, или ПТ, один из несбывшихся проектов советских дизайнеров. Концептуальный автомобиль, спроектированный коллективом ВНИИТЭ, был оригинален и по дизайну, и по компоновке: соединить такси и автобус воедино ― смелое на тот момент решение. С привычными нам маршрутками его роднит и пассажирская дверь, отъезжающая в сторону.

Перспективное такси прошло эксплуатационные испытания на московских улицах, получило хорошие отзывы от пассажиров и даже было рекомендовано к производству. Однако до массового выпуска дело не дошло из-за пресловутой дороговизны.

 

Неподалёку от макета маршрутки ― странный предмет, похожий на ноутбук. Это СФИНКС. Нет, с Древним Египтом он ничего общего не имеет. Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс (сокращённо СФИНКС) разработан ВНИИТЭ в середине 1980-х годов. Он представляет собой складной компьютер, а также аппаратуру для приёма, записи, хранения и распространения информации по всему дому. Можно сказать, это советский «умный дом», где все бытовые приборы управлялись центральным компьютером. Благодаря такому комплексу можно было, например, слушать музыку из колонок или смотреть фильмы на жидкокристаллических экранах в любой точке квартиры.

Предполагалось, что к 2000 году комплексами будут оснащены все дома в Советском Союзе (напомним, что коммунизм собирались построить ещё раньше, к 1980 году). Из-за распада страны и упадка экономики проект не сбылся, но в 1990-е схемой «умного дома» заинтересовались американские и японские инженеры.

 

Впору поговорить и о воплотившихся решениях советского дизайна. Пылесосы-ракеты с оригинальными дизайном и компоновкой стали популярны в социалистических странах. Радиоприёмник «Микро», начавший производиться в 1964 году, был похож на современные музыкальные колонки и продавался даже во Франции. Один из экземпляров Никита Хрущёв вручил британской королеве Елизавете II и египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру. С тех пор в нашей стране сменилось семь лидеров, в Египте ― четыре, а королеву Бог по-прежнему хранит.

Для создания предметов народного потребления художники нередко обращались к народному искусству. Мы можем видеть на одежде русские, украинские, белорусские народные узоры, на коврах ― восточные рисунки. Приходилось советским дизайнерам удовлетворять не только потребительский, но и идеологический спрос. В период становления космической отрасли производились игрушки на космическую тематику ― ракеты, космонавты. Когда стране требовались инженеры, начался массовый выпуск конструкторов из металлических деталей. Не забывали и о персонажах мультфильмов ― правда, предложение здесь диктовал не только спрос, но и госзаказ.

 

Поневоле думаешь, какие товары мы бы производили и поставляли, если бы проекты отечественных дизайнеров тогда воплощались в жизнь, а не пылились на полках, уступая место продукции не лучшего вида и качества. Теперь, когда вокруг западная техника китайской сборки, собственными разработками можно восхититься, пусть и в виде макетов.

А вот что расстраивало на выставке, так это её небольшой размер и отсутствие указателей у экспонатов: всю информацию приходилось вычитывать из буклетов и путеводителей.

Фото автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале