Три билборда на вашу лысину

Когда видишь главную героиню фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», сразу понимаешь, что церемониться не будут, плаксам здесь не место. Это любимая женщина братьев Коэнов, Фрэнсис Макдорманд, которая зажигала и в «Фарго», и в «Старикам здесь не место», и в «После прочтения сжечь», и в «Аве, Цезарь» ― проще вспомнить, где ее не было. Когда она отказывалась от этой роли, считая, что не подходит по возрасту, Джоэл Коэн, ее супруг, отрезал: «Просто заткнись и сделай это».

Вообще Коэны каким-то образом присутствуют в картине, хотя режиссерствует здесь Мартин Макдонах («Три психопата», «Залечь на дно в Брюгге»), он же написал и сценарий. Но жестокая трагикомичность, помесь цинизма с проникновенностью, непредсказуемость сюжетных поворотов ― все это в лучших традициях «братьев» при том, что никакой подражательности не видно.

Завязка такова: героиня хочет привлечь общественное мнение к нераскрытому делу об убийстве своей дочери, для чего заказывает три огромных билборда с соответствующими надписями. Вообще-то в наше время такие штуки прокручивают через Фейсбук или Инстаграм, но, похоже, этот самый Эббинг ― и впрямь медвежий угол, куда цивилизация ступает с осторожностью. Так вот, полиция, понятное дело, не в восторге от пошатнувшегося реноме, и в маленьком городке закипают нешуточные страсти: с избиениями, убийствами, поджогами и прочими малоприятными вещами.

Церковная тема встанет, когда разбушевавшуюся Милдред попытается урезонить местный католический патер, но… лучше бы он этого не делал. Ему придется выслушать суровую отповедь с изложением всех грехов «церковников» и лишением прав на моральное лидерство. Нельзя сказать, чтобы такой приговор состоялся на пустом месте, поскольку эхо педофильских скандалов в Америке докатилось и до Миссури. Однако тональность обвинений вполне допускает и соответствующую «Голгофу» ― еще один фильм из разряда «неприглаженных».

Мамаша будет держать удар не только с лицами духовного звания и огрызаться по полной, ощущая собственную вину в смерти дочери. В этом ей помогут благородный шериф, которого сыграл Вуди Харрельсон, тоже пришедший «от Коэнов», карлик из бильярдной и уволенный коп, чуть ею не угробленный. Впрочем, финал останется открытым, и кто выйдет победителем, нам так и не сообщат.

Картина заставляет задуматься о многом, и не в последнюю очередь ― о способах воздействия на массовое сознание, в том числе на сознание власть имущих. Разумеется, билборды в наш электронный век ― несколько архаичный и экстравагантный способ. Однако ж, it works, работает, пусть даже заказчику не дано предугадать, чем все это отзовется: проблемами у друзей, неприятностями у стоматолога, конфликтами в семье и далее со всеми остановками...

При всей чернушности фильма, драматизме событий и жесткости персонажей в итоге остается удивительно светлое послевкусие, как будто не жизнь ломает человека, а человек постигает нечто большее, стоящее за фасадом происходящего. А может быть, это просто потому, что два придурка: чокнутая Милдред и безумный Диксон ― должны найти друг друга, чтобы остаться вместе?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале