Читалка Ильи Кочергина: «Математический аквариум», «Кадетский монастырь», «Гюйгенс и Барроу...»

Можно ли научиться думать с помощью книг? Способна ли бюрократия нам помочь? Что общего между монастырем и кадетским корпусом? Рассказывает преподаватель кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ Илья Кочергин.
 

В последнее время я очень много работаю и не успеваю читать ничего, кроме специальной литературы, однако есть несколько книг, которые произвели на меня большое впечатление. Хотел бы немного рассказать о них и поделиться мыслями и чувствами, которые родились благодаря этим интереснейшим, на мой вкус, литературным произведениям.

Николай Лесков, «Кадетский монастырь»

Это книга воспоминаний Лескова об учёбе в Первом Санкт-Петербургском кадетском корпусе. На мой взгляд, Лесков ― глубочайший писатель, но, к сожалению, сейчас недооцененный. В романе «Кадетский монастырь» автор вспоминает, как он и его товарищи сталкивались во время учебы с совершенно разными людьми: прекрасными и жестокими, праведниками и самодурами, с бездушностью бюрократической машины и человеческой добротой, самоотречением.

Кадетский корпус сравнивается Лесковым с монастырем, а некоторые преподаватели ― с праведниками. Основная мысль текста в том, что такие люди, труженики, герои существуют во все времена.

 

Персонажи выведены очень ярко. Меня поразило умение писателя всего несколькими словами обрисовать и человека, и вкус того времени. Для меня чтение этой книги было сродни удовольствию от «Кондуита и Швамбрании» Льва Кассиля в детстве.

В книге Лескова можно найти очень много метких словечек и афористичных определений для дискуссий на современные темы. Например, мне очень понравилось слово «пустосвятство» ― нарочитое выпячивание религиозности в неподходящих для этого случаях.

Генри Минцберг, «Структура в кулаке: создание эффективной организации»

По жанру эта книга ― так сказать, деловой путеводитель по менеджменту и подбору персонала. Автор рассказывает о типах структур, в которые объединяются люди в организациях, чтобы координировать усилия. Минцберг называет такие структуры «бюрократиями». Его книгу очень часто вспоминаешь, когда сталкиваешься с неэффективным взаимодействием людей, слышишь фразу: «Развели тут бюрократию!». Благодаря книге понимаешь, что на самом деле бюрократия ― вещь нужная, правильная, без нее система не сможет функционировать. Но очень важно, чтобы эта бюрократия была адекватна задачам организации, не превращалась в тормоз.

 

Для университета нужен один тип организационной структуры, для полиции ― другой, для стартапа ― третий. Порой видишь, как управленческая структура закрепилась на предприятии со времен, когда оно было группой из пяти человек... Или, например, в государственные компании и ФГУПы приходят отставные военные и переносят туда почти без адаптации опыт управления в силовых структурах. В такие моменты так и хочется крикнуть: «Читайте Минцберга, господа офицеры!»

Эта книга может быть полезна всем ― и преподавателям, и администраторам, и тем, кто только начинает постигать структуру управленческих систем и хочет грамотно взаимодействовать с руководителем и коллегами в рамках своей организации.

Владимир Арнольд, «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук (первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов)»

Чрезвычайно занимательная книга знаменитого математика Владимира Игоревича Арнольда. В ней можно найти и забавные истории о взаимоотношениях гениальных физиков и математиков, и описания задач, которые они решали. Автор очень доступно объясняет, как методы, развивавшиеся этими учеными, оказываются достаточно мощными для решения современных задач физики и математики.

 

Когда сейчас слышишь, что ученым некогда заниматься наукой, поскольку все силы уходят на выполнения формальных требований, вспоминаешь печальную историю Роберта Гука. Многие открытия Гука присвоены его современниками, так как сам Гук был куратором Королевского научного общества и ему по должности каждую неделю нужно было демонстрировать новые законы природы.

На мой взгляд, очень необычная книга.

Виктор Уфнаровский, «Математический аквариум»

Формально это книга о мыслительных приемах при решении задач школьных математических олимпиад. Однако ее интересно сравнивать с другими книгами, обучающими думать.

 

Из таких книг на меня произвела впечатление в детстве работа Рассела Акоффа «Искусство решения проблем». В коротких историях, называемых автором «побасенками», рассматривались, как сейчас говорят, бизнес-кейсы, демонстрировалось остроумное или неожиданное решение, делались обобщения. 

Эти книги могут показаться узконаправленными, специфическими, но я советую их потому, что, на мой взгляд, они прекрасно обучают думать, размышлять ― это полезно и гуманитарию, и естественнику. В конце концов, иногда нужно читать что-то совсем непривычное.

Записала Анастасия Прощенко

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале