В России набирает популярность режим удалённой работы

Как показало недавнее исследование, в 47% российских компаний руководство не имеет ничего против, если подчинённые время от времени работают из дома. На вопрос: «Есть ли у вас удалённые сотрудники?» — утвердительно ответили 59% работодателей.
Фото: Getty Images Russia 

Режим удалённой работы, от фриланса до индивидуального графика посещения офиса, все более востребован работниками и допустим работодателями, сообщает РБК. 

Международное кадровое агентство Hays в 2017 году впервые провело в России интернет-опрос, посвящённый удалённому рынку труда. В нем приняли участие 2736 респондентов из российских (51%) и международных (49%) компаний. Выборка была разделена на три группы: 33% — работодатели, 38% — офисные сотрудники и 29% — удалённые сотрудники. 

Как показало исследование, в 47% российских компаний руководство не имеет ничего против, если подчинённые время от времени работают из дома. На вопрос: «Есть ли у вас удалённые сотрудники?» — утвердительно ответили 59% работодателей. 

Предпочтительной формой удалённой занятости оказалась такая, при которой сотрудники все-таки регулярно приезжают в офис: более одного раза в неделю — 33%, не менее одного раза — 24%, не более одного раза в месяц — 22%, раз в квартал — 21%, один день в неделю в режиме home office — 11%, полностью home office — 8%. 

«В нашем исследовании мы говорим об удалённой работе, в том числе как о бонусе, который получают текущие или новые сотрудники», — цитирует издание генерального директора рекрутинговой компании Hays в России Алексея Штейнгардта. 

По словам руководителя департамента новых проектов HeadHunter Романа Ефимова, есть пять профессий, где фриланс и проектная работа всегда были востребованы, ― дизайнеры, редакторы, копирайтеры, разработчики ПО, финансовые аналитики. 

Чаще всего удалённых сотрудников задействуют в сферах, связанных с творчеством, преимущественно в компаниях, где нет жёстких требований к рабочему режиму. 

По словам начальника отдела корпоративного развития МТС Юлии Быстрицкой, несколько лет назад сотрудники получили возможность работать удалённо в рабочее время по заранее составленному графику. Через год после найма каждый работник МТС, если он не связан с доступом к персональным данным абонентов, может по согласованию со своим руководителем работать из дома несколько дней в неделю. Опрос сотрудников компании показал: 70% предпочли бы работать дома один-два раза в неделю. Такая модель работы требует смены модели руководства, но значительно повышает лояльность сотрудников. 

Сейчас 10–15% персонала МТС по всей стране работают удалённо. Самый распространённый режим — работа дома один день в неделю. Это немного, но число удалённых сотрудников будет расти. Юлия Быстрицкая уверена, что хотя бы один день в неделю работать дома может почти каждый. 

Больше времени вне офиса МТС проводят команды ИТ-специалистов, продакт-менеджеров, которые трудятся на проектах. Каждодневного присутствия не требуют закупки. «Благодаря такой схеме мы можем работать с командами специалистов из других городов, где у нас нет офисов», — подчеркнула Юлия Быстрицкая. 

Одновременно МТС начала открывать собственные коворкинги. Первый появился в Москве, рядом с центральным офисом компании. Здесь можно поработать, провести встречу. Коворкинг пользуется большим спросом: по словам Юлии Быстрицкой, в первые два дня после открытия рабочие места были забронированы на полтора месяца вперёд. 

Полностью удалённые 

Технологии позволяют постоянно быть на связи с офисом, общаться с коллегами, проводить конференции. Работа с использованием облачных сервисов позволяет применять полностью удалённые схемы работы для специалистов, которые заняты простыми строго регламентированными операциями. 

Так работает домашний контактный центр (ДКЦ) Тинькофф Банка, запущенный пять лет назад. Через облако ведётся весь рабочий процесс и обучение новичков. По словам директора по персоналу Тинькофф Банка Татьяны Кузнецовой, операторы ДКЦ привлекают клиентов, предлагают новые продукты, назначают встречи клиента с представителем банка по заявкам с сайта, напоминают об очередном платеже по кредиту.

Фото: Getty Images Russia 

В ДКЦ работают много операторов в регионах, особенно там, где ощущается нехватка офисных рабочих мест. Всего в контактном центре трудятся пять тысяч операторов. Средняя продолжительность работы ДКЦ — 40 часов в месяц, при этом количество рабочих часов не ограничивается, а размер вознаграждения не зависит от региона, в котором работает оператор. 

Специально для сотрудниц, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, домашний клиентский центр создан в Почта Банке. За время, прошедшее с момента запуска проекта в 2016 году, участие в нем приняли около 400 сотрудниц банка. На предложение откликнулась каждая третья сотрудница, находящаяся в декретном отпуске. На каждую из них приходится примерно 20 часов в неделю. Участие в проекте позволяет женщинам сохранить квалификацию и снизить сроки адаптации на рабочем месте после выхода из декретного отпуска. 

Свободные художники 

Одна из форм занятости, которая становится все более популярной и среди работников, и среди нанимателей в международном масштабе, — фриланс. По данным международной консалтинговой компании Accenture, в США, Норвегии, Саудовской Аравии 30% всего объёма работ в компаниях выполняют люди, не являющиеся штатными сотрудниками. Этот сегмент рынка активно развивается благодаря биржам фриланса, где соискатели и наниматели легко находят друг друга. 

По мнению Романа Ефимова, такие биржи способствуют саморегуляции рынка. Например, если предлагаемая стоимость работы ниже рыночной, у работодателя будут проблемы с поиском исполнителя. Рынок фриланса растёт в основном за счёт молодых специалистов — они не хотят сидеть в офисе, занимаясь чем-то рутинным, ценят возможность выбирать проекты, которые им интересны и достойны включения в личный портфолио. 

По прогнозам компании Accenture, к 2020 году до 45% всех проектов в мире компании будут отдавать на фриланс, а в Норвегии таких компаний будет уже 64,6%. 

Однако не все работодатели готовы полностью положиться на сотрудников, постоянно работающих дистанционно. 

«На фриланс чаще всего нанимают людей, которые выполняют несложные типовые операции. Если это юристы, то речь идёт о составлении базовых первичных документов, если бухгалтеры — о расчёте зарплат или ещё каких-то несложных функциях», ― отмечает Роман Ефимов. 

Более сложные задачи компании предпочитают доверять постоянным сотрудникам, погруженным в тему и знающим детали проекта. 

По словам Ефимова, есть и ещё одна причина, сдерживающая развитие фриланса: «Заключать договор с физлицом и платить за него НДФЛ и страховые взносы невыгодно, ИП регистрируют не многие фрилансеры, поэтому оплату обычно передают в конверте, а такие отношения ненадёжны с обеих сторон». 

Победить опасения, связанные со сложностью контроля над работниками, что свойственно большинству работодателей, помогают новые технологии и компьютерная грамотность руководства. Так считает сооснователь проекта «Стахановец» венчурного фонда Softline Михаил Яхимович. 

«Стахановец» — это программа, фиксирующая действия сотрудников в рабочее время за компьютером. Чтобы исключить контроль со стороны работодателей в нерабочее время, работники получили возможность самостоятельно отключать приложение. По словам Михаила Яхимовича, большинство активных пользователей приложения с функцией контроля удалённого персонала — предприятия малого и среднего бизнеса.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале