Жизнь Освободителя в восьми залах

В начале апреля в Государственном историческом музее открылась первая крупная выставка, посвященная 200-летию императора Александра II (оно отмечалось 17 апреля). Для самого ГИМа эта экспозиция во многом «личная» ― именно Александр II подписал указ об основании музея в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича».
Портрет императора Александра II на параде в Берлине в 1856 году. Фридрих (Фриц) Шульц. 1857 г. 

Александр II, бесспорно, один из самых ярких правителей России. За 25 лет его правления были проведены финансовая, земская, судебная и военная реформа, Россия стала пятой экономикой мира. Наконец, произошло главное событие, благодаря которому Александр II вошёл в историю как «Освободитель» ― отмена крепостного права.

В работе над выставкой, кроме ГИМа, участвовали музей-заповедник Царское Село, Государственный Эрмитаж, Государственный архив Российской Федерации. Из Егорьевского историко-художественного музея привезли икону «Добрый пастырь», в нижней части которой написан почивший император. Среди уникальных экспонатов самого Исторического музея ― крест, сделанный из стекла кареты, в которой Александр II находился в день последнего покушения. Крест подарила ГИМу княгиня Шаховская.

Восемь залов экспозиции поделены скорее по темам, чем по хронологии. В первом из них можно увидеть вещи, связанные с рождением будущего императора в Москве. Атмосферу того времени задают три полотна мастера городского пейзажа Фёдора Алексеева. И даже портрет младенца-наследника работы неизвестного художника подчёркивает «московскость» появления на свет Александра Николаевича ― за его спиной виден Кремль.

Трогательно смотрятся в витринах письма бабушке и одной из сестёр, написанные рукой будущего императора. Александр II владел французским, немецким, английским и польским языками ― домашнее образование было блестящим. Среди экспонатов можно увидеть ученические тетради по арифметике и переводы с французского на английский (кстати, в английском языке юный цесаревич делал больше ошибок).

 
Портрет императора Александра II с семьей и приближенными. Н.Е. Сверчков. 1856 г. 

Особое место занимает тема коронации. Чего стоит только часть парадной упряжки для торжественного выезда, сделанная поставщиком Императорского двора ― мастерской «Вальтер и Кох» (всего таких комплектов было 26, но до наших дней сохранился только один). Чтобы не загромождать зал шестёркой белых лошадей, художник выставки прибегнул к интересной визуальной находке и установил зеркало на стене.

Немалую часть в жизни императора заняли войны ― им посвящены два зала. Среди экспонатов ― складной стул, которым император пользовался на фронтах Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., «ключ» от Андрианополя, подаренный художнику Василию Верещагину (его фотопортрет с дарственной надписью Ивану Забелину представлен рядом), военных картины Грузинского, Кандаурова, Васильева и других художников.

Самым светлый зал выставки, конечно, посвящён семье. Даже двум. Если на стене ― портреты детей, которые родились в браке с Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией Гессенской и Прирейнской, ставшей после принятия православия Марией Александровной, то небольшая витрина ― это краткая история любви Александра II и Екатерине Михайловны Долгоруковой. Здесь прежде всего обращает на себя внимание флакон из-под духов от Бушерона, который, как считается, принадлежал светлейшей княгине Юрьевской.

Портрет императрицы Марии Александровны.
Т.А. Нефф. 1864 г.  

Ну и конечно, последняя часть экспозиции повествует о череде покушений на жизнь императора. Их было семь. Первое произошло через десять лет после коронации, когда дворянин Дмитрий Каракозов стрелял в Летнем саду в Александра II. Руку покушавшегося отвёл крестьянин Осип Комиссаров, скульптура которого из фонда Исторического музея представлена впервые.

Затем последовали покушения Антона Березовского в Париже (1867), Александра Соловьёва в Петербурге и взрыв царского поезда под Москвой (1879), взрыв на первом этаже Зимнего дворца, устроенный Степаном Халтуриным (1880). Наконец, в марте 1881 года Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.

И несмотря на то, выставка выглядит довольно дидактической и, можно сказать, учебной, её стоит посетить хотя бы для того, чтобы лучше понять личность и правление одного из главных реформаторов в истории России.

Экспозиция открыта до 15 октября 2018 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале