Россияне считают, что классический экзамен объективнее ЕГЭ

Об этом свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение».
 
Фото: Mos.ru  

Большинство россиян считают, что классический экзамен для поступающих в вузы объективнее Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Об этом свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение».

Респондентам предложили ответить на вопрос: «Как вам кажется, что позволяет объективнее оценить уровень знаний выпускников школ, поступающих в вузы, — ЕГЭ или прежняя система вступительных экзаменов в вузах?» Абсолютное большинство (73%) отдали предпочтение прежней системе, ЕГЭ — лишь 14%, столько же затруднились ответить. 

Кроме того, исследователи спрашивали респондентов, есть у них или среди их знакомых дети, которые когда-либо сдавали ЕГЭ, а также не доводилось ли им самим сдавать его. Положительный ответ дали 47% респондентов, 13% сказали, что сами сдавали экзамен, 38% — что не сдавали и таких знакомых у них нет. Еще 2% не ответили. 

Кроме того, коло 40% россиян считает, что после введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) поступить в вузы стало сложнее, при этом около двух третей полагают, что уровень коррупции с введением такой формы экзамена возрос или не изменился. 

Самым популярным ответом на вопрос: «Как вам кажется, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в вузы?», оказался вариант о том, что стало сложнее — так считают 39% россиян. Иного мнения придерживаются 29% опрошенных, еще 32% затруднились дать ответ. 

Исследователи также спрашивали у респондентов, снизился ли, повысился или не изменился, по их мнению, уровень коррупции в сфере образования после введения ЕГЭ. Треть считает, что ситуация не изменилась, 30% — что уровень вырос, столько же затруднились ответить. Лишь 7% полагают, что коррупции стало меньше. 

Жители Дальнего Востока за отмену ЕГЭ 

Социологи Центра социальных инноваций «Черный куб» провели социологическое исследование среди жителей Дальнего Востока, чтобы выяснить, как они относятся к проведению ЕГЭ. Оказалось, что большинство из них ― 73,3% ― также высказались против. 

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени отмену ЕГЭ поддержали в Еврейской автономной области (80%), Магаданской области (74,5%) и в Хабаровском крае (73,5%). Наиболее лояльны к Единому госэкзамену жители Чукотки (67,2%), Якутии (68,1%) и Приморского края (68,6%).

 
Фото: ТАСС 

Основные аргументы, которые прозвучали от респондентов в ДФО против ЕГЭ — необъективность экзамена (41%), а также слишком длительный процесс подготовки или даже «натаскивания» детей к тестам (39%). 29% опрошенных отметили, что сдача ЕГЭ — это большой стресс для учеников и их родителей. 5% респондентов рассматривают госэкзамен в качестве образовательного фильтра, «не дающего шансов на самореализацию детей». Некоторые опрошенные дальневосточники (2%) отметили, что ЕГЭ создал организованную коррупцию в системе образования ряда российских регионов. 

Тем не менее, почти треть жителей Дальнего Востока (29,3%) не хотят ЕГЭ в качестве выпускного школьного экзамена. 18% опрошенных отметили, что Единый госэкзамен — более простая и (или) удобная система для поступления в вузы. Сдав ЕГЭ в школе один раз, можно с полученными баллами поступить в любой вуз без сдачи дополнительных экзаменов. Кроме того, результаты Единого государственного экзамена действительны четыре года. По мнению 10% опрошенных, ЕГЭ снизил коррупцию в системе образования, устранив «человеческий фактор» при оценке выпускников школ. 

Кроме того, каждый десятый респондент опроса отметил, что ЕГЭ дал дополнительный шанс детям из малых сел и городов поступить в престижные вузы страны. 7% жителей дальневосточных регионов сказали, что ЕГЭ объективнее традиционного экзамена как раз за счет устранения человеческого фактора и бальной системы оценки. 

Введение ЕГЭ 

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ провели в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004-м — 65 регионов. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 году его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно. 

Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок ни по одному из изучаемых ими предметов. Допуск к ЕГЭ по русскому языку осуществляется также при условии сдачи итогового сочинения, традиционно проводимого в декабре того же учебного года. 

 
Фото: Glavny.tv 

Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом её пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании. 

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ. 

С 2009 года поступление в вузы также осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной). 

Полемика вокруг ЕГЭ 

Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и бо́льшая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ. 

Негативно к ЕГЭ относится часть выпускников и их родителей, преподаватели некоторых вузов, а также часть учителей школ. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе, и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, при этом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу. 

Доводы в пользу ЕГЭ

  • ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
  • ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
  • ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
  • ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
  • ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
  • ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
  • Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
  • Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
  • ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
  • ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.

 

 
 Фото: ТАСС 

Доводы против ЕГЭ

  • В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
  • В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
  • ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
  • Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
  • Не учитывается специализация школы: ученики школ как с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
  • Формат заданий ЕГЭ (итоговая аттестация) не соответствует формату текущей аттестации на уроках, поэтому ученикам и учителям приходится тратить дополнительное время не на изучение учебной программы, а на освоение процедуры ЕГЭ.
  • ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
  • При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
  • ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ, кроме русского.
  • ЕГЭ по русскому языку не может заменить полноценного выпускного экзаменационного сочинения: статус этого экзамена до введения ЕГЭ был самым высоким.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале