Социолог: Страдание в браке — от квартирного вопроса

Американский социолог Марк Регнерус — католик, отец троих детей, профессор Техасского университета в Остине и старший научный сотрудник Остинского Института изучения семьи и культуры — уже несколько лет ведет международный проект «Смыслы и практики в области отношений и вступления в брак у христиан». Он уже опросил сотни недавно вступивших в брак верующих от 24 до 34 лет из США, Ливана, Польши, Нигерии, Индии и Испании. А теперь приехал в Россию, чтобы продолжить исследование совместно с лабораторией «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и рассказать о промежуточных результатах.
Марк Регнерус. Фото: Christian Today 

— Сейчас довольно часто можно услышать утверждения, что институт брака отживает свое. Как вы считает, в будущем традиционный христианский брак выживет или исчезнет?

— Все зависит от того, что понимать под «традиционным христианским браком». Брак выживет, можно не сомневаться. Потому что он реально работает. А то, что «брак устарел» — с этим утверждением в 2014 году отказывались соглашаться двое из трех опрошенных американцев. Причем не только христиане, но и агностики. Возможно, люди станут жениться реже, по разным причинам.

Но давайте разберемся, что такое брак — уже сейчас Церковь и государство понимают его по-разному. По мнению государства, подлинным считается законный союз, то есть заверенный в соответствующих инстанциях. В то же время христиане не считают такой брак подлинным (Русская Православная Церковь признаёт брак между мужчиной и женщиной, заключённый в государственных органах — «ТД»). Если два баптиста в Америке женятся, законность брака подтверждается только церковной церемонией. А заключенный в государственных органах союз не имеет для них легитимности — уже потому, что теперь его могут заключать и люди одного пола.

По таким причинам христианские браки могут вернуться, но сейчас я не вижу к этому резких поворотов. Это долгий процесс. Возможно, на это уйдет 50-100 лет. Но брак точно никуда не исчезнет.

— Как проходит исследование, и можно ли привести какую-то статистику, если не по этому исследованию, то по данным Института изучения семьи?

— Говорить серьезно о браке, особенно в университетском сообществе, сегодня все равно, что говорить на иностранном языке. Вы или удивляете людей, или смущаете, или и то и другое. Одни начинают отвечать, что «брак — это узаконенное рабство», более стандартная критика — об этом говорить неинтересно, только если речь не идет о проблеме однополых браков.

В 1980-м в Австралии 80,9% женщин в возрасте от 25 до 29 лет хотя бы раз состояли в браке. В Чехии, к примеру, этот процент был еще выше — 91,1%. В 2000-м эти цифры упали до 46,4% и 61,1% соответственно, а сегодня и вовсе просели до 35,1% и 26,3%. Ниже всего проценты по Дании — было 68,4%, спустя 20 лет — 21,4%.

Гораздо больше женщин теперь работают, и их роли в браке тоже изменились. Они берут на себя меньше домашних обязанностей. Но что интересно, было проведено исследование, что в семьях, где всю домашнюю — «традиционно женскую» — работу берут на себя мужчины, они становятся менее привлекательными для своих женщин. 

Что касается моего исследования, могу сказать, что большинство опрошенных людей ответили, что брак превзошел их ожидания.

Тем не менее, согласно статистике, во всем мире браки сегодня все чаще откладывают на более поздний возраст. Например, средний возраст вступления в брак в Швеции в 1994 году был 28 лет. Сейчас это 33 года. Но он никогда не станет 40-46. Потому что люди до сих пор зависят от фертильности. Сегодня средний брачный возраст почти приблизился к своему максимуму.

— Насколько отличаются взгляды на брак в России и Америке, Ливане и других странах из тех, что вы посетили с исследованием?

— Отличий очень много. Большинство касается традиций и материального обеспечения. В Ливане есть ожидание дорогой, роскошной свадьбы на огромное число гостей. И это проблема. Люди вынуждены много лет копить на свадьбу. Мужчина, который, скажем, зарабатывает мытьем полов, думает: «Как я могу жениться? У меня нет 30 тысяч долларов!» А в Америке нет такой проблемы. Думаю, в России тоже нет. Вы можете обвенчаться в церкви, и это стоит совсем недорого. Вообще по итогам опроса российских христианских пар у меня создалось впечатление, что люди не стремятся много потратить на свадьбу.

Марк Регнерус в ПСТГУ. Фото: Pstgu.ru 

Часто я вижу плохие идеи в одних странах и хорошие в других. Например, в Мексике или Испании вы обычно живете со своими родителями до тех пор, пока не вступаете в брак и покидаете дом. Это удобно и позволяет молодым людям экономить. Комфортно жить, когда стирает вещи и готовит еду мама. С другой стороны, если вам уже 30-31, вы до сих пор живете с родителями, и если в этот момент вы задумываетесь о женитьбе, мама может испытать ревность к вашей будущей жене, и вашу жену вы все время будете сравнивать с мамой. И это может быть проблемой. Но тут тоже многое зависит от культурных традиций.

В Америке мы отсылаем детей в колледж с постоянным проживанием. Они живут со сверстниками в общих спальнях. Это может быть не очень приемлемо для соблюдения целомудрия — понимаете, о чем я? Но такая ранняя самостоятельность — в 18-19 лет — заставляет молодых людей быстрее взрослеть. Несколько лет они чувствуют независимость, а потом, пресытившись ею, вступают в брак. Так что в 25-26 они могут сказать: все, я достаточно пожил один, хочу жениться. В то время как их ровесник-мексиканец будет продолжать жить с родителями.

— А что насчет россиян?

— В отличие от Америки, у вас только один или два мегаполиса. Тут можно сравнить с Ливаном — только Бейрут и все. И жизнь, нормы и традиции за пределами этих столичных городов очень отличается. Москву можно сравнить с Нью-Йорком, но в Америке у нас десятки таких Нью-Йорков, все это большие города с большими возможности. Здесь за пределами Москвы и Петербурга возможностей гораздо меньше. Это интересный феномен.

— И как это влияет на брак? Средний возраст вступления в брак в Москве выше, чем в регионах?

— Я вижу, что да, в Москве возраст повышается по сравнению с другими городами. Но это происходит и в Нью-Йорке. Урбанизация влияет на повышение возраста, в котором люди готовы вступить в брак. Еще я заметил, что в России пропадает традиция иметь многодетные семьи. В Америке в семьях в среднем больше детей. Даже среди нерелигиозных людей нормально иметь троих детей. Двоих — это минимум. А в религиозных семьях еще больше.

— Почему в России так происходит? Во время своего исследования вы задавали респондентам много вопросов, как повлияла на их семью Перестройка и «лихие» 90-е, из-за чего их родители не решились заводить больше одного-двух детей.

— Российская история и брачная политика, насколько я смог изучить, претерпела вообще драматические перипетии. Если после 1918-го были упрощены процессы разводов, то в 1936 году Сталин ужесточает гендерное законодательство, разводы стали возможны только через суд, многие семьи фактически распались, но по документам оставались вместе. Перестройка тоже повлияла на население, можно видеть демографическую яму. Ко всему этому сложно привыкнуть. Но в Москве и других российских городах люди привыкли к тому, что живут в квартирах. И эти квартиры маленькие. В квартире вы можете завести одного-двух детей, больше просто не поместится. Пятерых детей в квартире сложно содержать. Но в Америке мы переселяемся в пригороды, купить дом там — намного дешевле. Например, в моем доме пять спален. И содержать его обходится не так дорого. Так что я могу позволить себе много детей, хотя у меня всего трое.

— В России вы бы уже считались многодетным отцом.

— У моего соседа девять детей! Просто мы не селимся в квартирах, только если в большом городе, в центре. А так вся Америка живет в собственных домах. Квартиры — это временное жилье, которое удобно арендовать на короткий срок. Но все стремятся обрести собственный дом.

— В России немало молодых христиан считают, что брак — это страдание. Подобное отношение встречается и в проповедях — например, не так давно обсуждался случай, когда епископ призвал девушек рожать много детей, но готовиться жить в бедности…

— Да что вы говорите! Не слышал о подобных спорах.

— ...так что многие девушки и юноши боятся вступать в брак или заранее рассматривают его как страдание. В других странах бывают подобные проблемы, когда Церковь пытается как будто контролировать жизнь прихожан?

— Мне кажется, то, что вы называете словом «контролировать» — это когда священник описывает некий идеал, но одновременно понимает, что достичь этого идеала очень сложно.

Что до страдания — пожалуй, иметь трех-четырех детей в маленькой квартире и правда тяжело. В то же время брак — скажу как американский католик — это священный путь, на который вас благословляет Бог, это школа формирования человека. Могу сказать о себе: мне пришлось многому учиться, будучи мужем. Иногда быть мужем — действительно страдание. Иногда моя жена тоже страдает. В каждой семье случаются процессы притирки, сложности. Но в целом подобное страдание делает человека лучше.

Насчет проповедей священников… Многие, наоборот, говорят только о позитивных сторонах брака и не говорят об обратных.

Фото: Markregnus.com 

И еще хочу сказать: люди крайне редко сожалеют о том, что родили ребенка. Если у вас четверо детей и вы страдаете от нехватки жилой площади, то приходится терпеть шум и гам. Но такие проблемы знакомы и мне: иногда, в поисках тишины, я сбегаю на часок в соседнее кафе. В общем, всегда можно адаптироваться к такому «страданию». Но ведь никто же никогда не скажет — я хотел бы, чтобы детей у меня не было! Даже если знает, как это тяжело.

Страдание — это общественная проблема, а не физическая. И если посмотрим, как спроектированы наши мегаполисы, то увидим, что они мало приспособлены для детей. Вы можете отправить вашего шестилетку гулять во дворе одного, просто поиграть с друзьями восьми-девяти лет? Нет, конечно. Потому что вы не доверяете людям. Если бы вы могли доверять людям, вы бы просто покричали ему из окна: «Джонни, иди в дом!» — «О’кей, мам!» Но для этого нужна совершенно другая структура общества — основанная на взаимном доверии между людьми. В Америке у нас есть нечто подобное. Мы отпускаем детей погулять на пару часов с друзьями после школы на городскую детскую площадку. Но живя в квартире, не зная всех соседей на три квартала вокруг, вы никогда такого не сделаете.

— Вы опубликовали уже несколько книг. О чем были ваши другие исследования?

— Я написал три книги. Мои исследования касались принятия решения о сексуальных отношениях, тинейджеров и молодых взрослых. Последняя книга была про «брачный рынок» — насколько изменились пути, как люди встречаются, влюбляются, женятся.

— Вы изучали только христиан?

— Нет, всех молодых людей от 18 до 23 лет. Результаты исследования интересные — большое количество сексуальных партнеров негативно влияет на эмоциональное здоровье не только молодых женщин, но и молодых мужчин. Для многих это было удивительно.

— Почему вы вообще заинтересовались такими темами?

— 12 лет назад я начал писать книгу о влиянии религии на жизнь молодых людей. И глава об отношениях между полами оказалась настолько длинной, что я решил вынести ее в отдельную книгу. Но и это исследование постепенно стало разрастаться: от влияния веры на поведение людей — к влиянию на семью, решение о начале половой жизни и так далее. А потом я понял, что мало кто действительно исследует эту сферу, это некий «запретный плод», но тем интереснее за нее взяться.

Беседовала Дарья Ганиева 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале