Стартовала экспедиция Байкальского плавучего университета МГУ

Студенты и сотрудники геологического факультета МГУ планируют изучать уникальную природу геологических процессов на дне озера Байкал. В ходе экспедиции на борту судна будут проводиться ежедневные научные и научно-образовательные лекции и семинары.
 Фото: Oilmsu.ru 

Студенты и сотрудники геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова отправились в V Международную экспедицию Class@Вaikal-2018, сообщает пресс-служба вуза. 

Учёные планируют изучать уникальную природу геологических процессов на дне озера Байкал. В ходе экспедиции на борту судна будут проводиться ежедневные научные и научно-образовательные лекции и семинары. 

Материалы лекций и семинаров, а также отчёт о ходе работы опубликуют на портале экспедиции. 

В исследованиях также примут участие сотрудники из Лимнологического института СО РАН и Университета Осло (Норвегия). 

Все работы проходят с 20 июня по 7 июля на научно-исследовательском судне «Г.Ю. Верещагин» ― родной базе Байкальского плавучего университета. 

В ходе экспедиции учёные исследуют gznm полигональных участков озера Байкал и произведут отбор образцов илов, поровых вод, газа и битумоидов осадков для дальнейшего изучения в лабораториях МГУ имени М.В. Ломоносова. 

Одно из основных направлений исследования — составление сейсмоакустических профилей. С помощью специальных приборов излучают высокочастотные волны и затем анализируют их отражение от поверхности. На основе этих данных составляются сейсмоакустические профили, по которым можно судить о характеристиках слоёв, которыми сложено озёрное дно. 

Так, на полигоне «Еловский», расположен в северной части южной котловины Байкала, в 2007-2008 годах обнаружили структуры, аналогов которым ранее на акватории озера не встречали. 

В ходе международной экспедиции Class@Baikal-2015 провели предварительные исследования этого района, составили 19 сейсмоакустических профилей и даже вскрыли один из аномальных разрезов. Оказалось, что он сложен очень плотной, сухой алевритистой глиной в верхней части, подстилаемой переслаиванием глинистых и алевро-глинистых плотных илов с многочисленными чешуйками слюды, но как такой профиль мог образоваться до сих пор не ясно. 

В текущей экспедиции учёные с помощью нового оборудования планируют собрать больше данных об объекте и разгадать эту тайну. 

История Плавучего университета 

Проект Class@Вaikal родился в недрах многолетней международной научно-образовательной программы «Обучение-через-исследования (Плавучий университет)» (Training-through-Research (Floating University)), базируется на её принципах и осуществляется силами преданных энтузиастов этой программы. 

С 1984 года на геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова существовала морская геолого-геофизическая практика на Черном море, во время которой студенты работали на настоящих судах в условиях реальной морской экспедиции. Постепенно результаты практики переросли чисто учебные рамки, на них стали ссылаться в научных публикациях, в докладах на различных конференциях. Возникла идея привлечь к этой практике Европейские университеты и научные центры, сделать на ее базе что-то вроде университета на борту судна. Впервые эту идею озвучили в 1986 году в Париже на конференции ЮНЕСКО. 

В первом международном рейсе с итальянскими учеными на научно-исследовательском судне «Академик Петровский» в 1990 году были продуманы структура и задачи Плавучего университета. 

В 1991 году при поддержке ЮНЕСКО, Европейского научного фонда и некоторых крупных университетов Голландии, Германии, Франции, Италии, Турции и Израиля состоялась первая международная студенческая практика, которая стала ежегодной. 

В 2011 году Плавучий университет разменял уже свой третий десяток. И это общепризнанный рекорд для научных проектов такого высокого уровня, когда даже «долгожителям» отпущено не более пяти лет. 

Фото: Oilmsu.ru 

Успех Плавучего университета основывается на уникальных принципах, заложенных в основе его деятельности. «Обучение через исследования» ― это второе название программы и первый основной ее принцип. Серьезные научные исследования, проводимые Плавучим университетом, всегда осуществляются при активном участии студентов и молодых специалистов под руководством опытных специалистов самого высокого уровня. Это принципиально новый тип образования. Студенты вовлечены в реальные дела на всех этапах, от подготовки и планирования научных рейсов до написания статей и организации совещаний по программе. Высокая ответственность и работа бок о бок с учеными с мировым именем помогают студентам быстрее и качественнее осваивать премудрости морских наук и видеть реальные результаты реальных научных исследований. 

Научные проекты и исследовательские приоритеты деятельности Плавучего университета определяются на ежегодных собраниях Научного комитета программы, в который входят известные ученые Европы и России, специалисты в области морской геологии с мировым именем. Исполнительный комитет, состоящий из постоянных участников, мэтров программы, разрабатывает финансовую стратегию, намечает календарный план основных событий года, определяет конкретные задачи, цели и способы их достижения. 

Академический год Плавучего университета начинается с подготовки морской экспедиции, одного из главных ежегодных мероприятий, базой для которого традиционно являются научно-исследовательские суда Министерства природных ресурсов Российской Федерации или Российской академии наук. 

В экспедицию приглашают ученых и студентов ведущих Европейских университетов и исследовательских центров по морской геологии. Рейс длится до пяти-шести недель и обычно разделен на несколько этапов по районам работ и задачам исследований. В каждом этапе могут принимать участие до 20 иностранных ученых и студентов. Российские ученые и студенты участвуют обычно во всех этапах рейса. Каждый этап и рейс в целом завершается общим обсуждением полученных результатов, написанием научного отчета и планированием дальнейших лабораторных исследований. 

Другое важное ежегодное событие Плавучего университета ― подготовка и проведение традиционного совещания «Встреча после рейса». Оно обычно проводится зимой в одной из стран-участников прошедшего рейса. На совещание собираются участники экспедиции и программы, обсуждают полученные результаты, строят планы на будущее. 

На протяжении 20 лет в программе приняли участие более тысячи студентов и ведущих ученых, профессоров Алжира, Бельгии, Великобритании, Греции, Грузии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Марокко, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, США, Туниса, Турции, Украины, Франции, Чили, Швейцарии. За это время российские студенты и аспиранты неоднократно проходили стажировки в университетах и научных центрах Европы, участвовали в национальных и международных конференциях. 

Расширялась география международных экспедиций. Из акваторий Черного и Средиземного морей Плавучий университет вышел в просторы Атлантического и Северного-Ледовитого океанов. 

Энтузиасты Плавучего университета создали в МГУ учебно-научный центр ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике и кафедру ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике. 

Байкал под присмотром: как МГУ уже более ста лет изучает озеро 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова всегда был тесно связан с Байкалом. 

Сотрудники и студенты вуза всячески содействуют реализации принятого 5 декабря 1996 года решения 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, где Байкал включили в список участков всемирного природного наследия ЮНЕСКО. 

Уже в середине XIX столетия в Иркутске возник Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества, сыгравшего важнейшую роль в проведении научных исследований байкальской зоны. 

Антон Станиловский. Фото: 1baikal.ru 

Строительство Забайкальской железной дороги поставило вопрос о важности проведения на Байкале постоянных метеорологических наблюдений потому, что от климатических и природных показателей напрямую зависела безопасность движения поездов. Этого требовала и организация стабильной работы ледокола-парома. В 1897 году в селе Голоустном благодаря пожертвованию бывшего студента Московского государственного университета И.А. Пятидесятникова возвели хорошо оборудованную (имелись даже самописцы) метеорологическую станцию. 

1900 год — работа на Байкале известного общественного деятеля города Иркутска, бывшего студента историко-филологического факультета Московского университета, исключенного за участие в студенческом движении, ученого-краеведа Антона Михайловича Станиловского. Он изучал флору и фауну Байкала (собрал коллекцию водорослей), проводил геологические исследования (собрал коллекцию горных пород). Интересовали его и общеисторические, и этнографические, и фольклорные вопросы — он выдвигал точку зрения о непоэтичности сибирского населения, поскольку о Байкале очень мало песен и стихов создано русскими. 

1900–1902 годы — одна из самых крупных специальных зоологических экспедиций на Байкал профессора Алексея Алексеевича Коротнева, выпускника Московского университета (1876). Цель экспедиции была двойной. С одной стороны, это чисто практический аспект, связанный с промысловой добычей рыбы, но с другой — теоретический интерес: по мнению ученых того времени, подобное разнообразие фауны Байкала было совершенно необычным для пресноводных бассейнов. Одной из причин организации данной экспедиции был крайне любопытный факт — в руки императора Николая II попал отчет иркутского генерал-губернатора за 1898 год, в котором сообщалось о бессмысленном и бесконтрольном уничтожении байкальской нерпы, на которую без ограничений охотилось местное население. 

Экспедиция в основном исследовала среднюю часть озера: сёла Лиственичное, Баранчики, мысы Караульный, Песчаный, бухты Бабушка и Кобылья Голова, горячинские минеральные воды. В своих отчетах Алексей Коротнев тщательно описал промысел байкальской нерпы и рыбный промысел, ихтиофауну озера, а в 1902 году отправил на рыбопромышленную выставку в Петербург свои байкальские коллекции. Его экспедиция собрала серьезный пласт материала, среди которого были: коллекция новых видов рыб, еще не описанных глубоководных животных, этимологическая коллекция, гербарии, около 200 акварельных рисунков и фотографий. Подтвердился вывод о том, что в зависимости от свойств дна изменяется характер фауны Байкала. 

1906–1908 годы — исследования Льва Семеновича Берга, также выпускника естественного отделения физико-математического факультета Московского университета(1898). В 1906 году он издал статью по ихтиологии озер Хубсугул и Байкал, в которой подчеркивалась идентичность видового состава ихтиофауны этих озер. Именно Бергу принадлежит заслуга в разработке одной из базовых теорий происхождения фауны Байкала. 

Революция, годы Гражданской войны, установление в Восточной Сибири советской власти приостановили работы на Байкале. Регулярные исследования возобновились только в 1924 году. 

1924 год — создание по инициативе академика П.П. Сушкина, выпускника Московского университета (1889), комиссии по изучению Байкала (КИБ) и, соответственно, постоянной байкальской экспедиции. В ее состав вошли ученые, получившие в дальнейшем широкую известность — например, Константин Игнатьевич Мейер (окончил в 1903 году естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, директор Ботанического сада Московского университета), участник (с 1916 по 1929 годы) шести байкальских экспедиций. Он описал новые виды водорослей Байкала, являлся автором монографии «Введение во флору озера Байкал». 

Практические интересы социалистического строительства ставят вопросы о необходимости изучения производительных сил союзных и автономных республик СССР. И здесь снова на помощь Байкалу приходят умы МГУ. Организуются крупные экспедиции: в частности, Зоологическим музеем МГУ во главе с ученым-хранителем Б.С. Виноградовым в Бурят-Монголию отправляется экспедиция по комплексному изучению Байкала, связанная не только с постоянно действующей впоследствии Байкальской экспедицией, но и ботанической экспедицией по изучению почв и растительного мира Байкала. 

Современные экспедиции МГУ на Байкал 

Современный интерес к Байкалу связан с последствиями резко возросшей в его бассейне производственно-хозяйственной деятельности, что приводит к увеличению нагрузок на столь хрупкую экосистему. Данный факт, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного мониторинга ситуации с помощью представителей разных сфер знаний и применения самых совершенных научно-технических средств. И здесь, несомненно, велика роль ряда важнейших долговременных проектов МГУ.

Фото: Lookmytrips.com 

Важнейшим событием в современной истории подводных исследований озера Байкал стала Международная комплексная научно-исследовательская экспедиция «“Миры” на Байкале», идея которой родилась во время знаменитой экспедиции «Арктика 2007» у ее участника Михаила Слипенчука, окончившего в 1987 году географический факультет МГУ. Экспедиция проводилась в 2008–2010 годах. Всего за три экспедиционных сезона было проведено 178 погружений по всей акватории озера Байкал, в которых приняли участие 215 гидронавтов из 12 стран. Среди них — ведущие ученые и специалисты из России, США, Швейцарии, Японии, Бельгии, Монголии, Норвегии, Германии, Австралии, ОАЭ, Франции, Украины. В результате экспедиции были проведены: исследования глубоководных нефте- и газопроявлений на дне озера; масштабные геотермические исследования; геологические и палегеоморфологические исследования; биологические исследования и другие. 

С 2011 года действует совместная экспедиция учёных географического факультета МГУ и Байкальского института природопользования по изучению состояния рек бассейна главного притока озера Байкал — реки Селенга.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале