Футбол рядом с верой. Как чемпионат мира пришёл в церковь

Рядом с Главным зданием МГУ на период Чемпионата мира по футболу расположилась официальная фан-зона ФИФА. В эпицентре мундиаля очутилась и церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Оказалось, что это прекрасная возможность реализовать главную миссию храма.
 
Колумбийские болельщики на чаепитии в храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах 

«Я сначала, если честно, боялась чемпионата, — признаётся сотрудница храма Елена Малер. — Я вообще не футбольный болельщик и весьма настороженно к ним отношусь. Было опасение, что шум будет мешать проведению служб, что что-то может произойти с недавно отреставрированным храмом, что будут теракты и провокации». Оказалось, от шума достаточно просто закрыть дверь, а на беспорядки не было и намёка.

«В самом начале турнира один из болельщиков в метро ударил болельщика другой команды. На следующей станции его приняли полицейские. В итоге — депортация. Даже несмотря на то, что у этого несчастного были билеты на матч», — рассказывает клирик Троицкого храма протоиерей Геннадий Ерёменко. Случилась ли на самом деле эта история, услышанная от дежурящих на смотровой площадке сотрудников Росгвардии, или это городская легенда, неизвестно. Но факт остается фактом: чемпионат мира прошёл на высшем уровне, в том числе с точки зрения безопасности. Об этом пишут и зарубежные спортивные журналисты, в том числе те, кто относился к мундиалю в России настороженно.

 

Фан-зону на Воробьёвых горах открыли незадолго до стартового матча. Тогда же, за день до поединка сборных России и Саудовской Аравии, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Я просил бы, чтобы мы все были готовы гостеприимно принимать и на церковных площадках тех, кто будет обращаться к нам, кто будет задавать нам вопросы, интересоваться церковной жизнью. Это, во-первых, долг гостеприимства, но, кроме того, это и наш пастырский долг — отвечать на вопросы тех, кто обращает их в наш адрес».

«Вдруг пришло переосознание этого события, — вспоминает Елена. — В Москву съехались гости со всего мира, причём именно в дни Петрова поста, и нам нужно идти к ним, общаться и рассказывать о самом главном. Мы приготовили материалы для раздачи, друзья из Китайского подворья помогли с листовками на китайском языке. Чуть позже я составила на двух языках список десяти самых красивых храмов Москвы, которые иностранцам было бы интересно посмотреть».

Так началось общение храма с футбольными фанатами. Каждый день сотрудники Троицкой церкви и волонтёры выходили на смотровую площадку (в самой фан-зоне раздача листовок запрещена), приглашали болельщиков зайти в храм, выпить чаю, раздавали брошюры и листовки.

 
Перуанские болельщики с клириком Троицкого храма протоиереем Геннадием Ерёменко 

Довольно быстро оказалось, что многие иностранцы не знают о существовании православия, а некоторые не в курсе, что в их странах тоже есть Православная Церковь. «А все эти московские храмы — православные? — недоумевал колумбиец Карлос. — А православие — это христианство или что-то другое? А Россия считается православной страной, или в ней есть сравнимая с православием религия?»

Найти заинтересованных людей оказалось просто, не было и агрессии со стороны болельщиков. «Главное — не навязывать своё общение, а тактично предлагать, чтобы никого не отпугнуть» — объясняет отец Геннадий.

«А какой храм Москвы считается самым главным? — интересуется перуанец Хосе. — А двери в храмах открыты, или нужно у кого-то просить, чтобы открыли?». «А в храмах обязательно молиться? — вторят ему трое посетителей из США и Канады. — Можно в них просто зайти, чтобы посмотреть, какие они, пофотографировать?»

 

Колумбийцы, чья команда вылетела с чемпионата после матча с Англией в 1/8 финала, пришли в храм на одно из вечерних чаепитий. А японцы как-то попали под дождь и спрятались в Троицкой церкви, когда там шла служба. Не растерявшись, они с большим тактом отнеслись к богослужению и быстро переняли поведение прихожан.

«Наши кланяются в пояс, а японцы, вторя им, в самые ноги! — улыбается отец Геннадий. — Но самый пик нашего свидетельства пришёлся на встречу с колумбийцами. Они католики, а был один молодой человек, который упомянул, что хочет себе православную жену. Я спросил, почему, и ответ меня поразил. Он сказал, что в православии больше благодати! Спросил, возможно ли, чтобы я в будущем повенчал его с православной. "Я католик только с формальной стороны. В душе я, конечно, православный, поэтому давно решил, что детей буду воспитывать в этой вере", — объяснил он мне».

«Многие наши гости из католических стран, особенно латиноамериканцы, делились с нами, что в Католической Церкви очень многое утрачено, что она становится как бы безблагодатной, — добавляет Елена Малер. — Православную Церковь они увидели совсем другой».

 
Уругвайские болельщики и Елена Малер 

Мы выходим из трапезной на улицу. Время раннее, народа еще немного, и фан-зона пока что закрыта. На смотровой площадке — в основном китайские туристы. «А как и когда правильно заходить в ваши храмы? — интересуются они. — А сколько стоит вход? Во все храмы вход бесплатен?» Кто-то, услышав «no money», вежливо ретировался.

После обеда людской поток всё увеличивается, к храму подходят китайцы, тайваньцы и уругвайцы. Кто-то берёт листовки с рассказом о том, что такое православие, и перечнем адресов самых красивых московских храмов, кто-то — брошюры на испанском языке. Миссия продолжается.

Благодарим храм Троицы на Воробьёвых горах за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале