Читалка юриста Романа Янковского: финансы, Ленин и омерзительное искусство

Ассистент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ, автор книги «Закон стартапа» Роман Янковский признался в любви к литературе нон-фикшн и рассказал, как отличить качественно изданную книгу от типографической дешевки.
 
Фото из личного архива Романа Янковского 

За последние 10 лет после окончания университета я совершенно растерял привычку к чтению художественной литературы ― грустно, конечно, ведь сам постоянно что-то пишу. Но пишу не фикшн и совсем перестал его читать; к счастью, в категории нон-фикшн есть много интересных авторов. В последнее время работал над книгой про Главное здание МГУ, и хочется верить, что все существующую литературу по теме я уже изучил.

Не люблю читать с экрана и плохо отношусь к дешево изданным книгам. Наверное, это какая-то профессиональная деформация, потому что мы с коллегами выпустили довольно много юридической литературы. Я погрузился в процесс верстки, предпечатной подготовки, и сейчас очень хорошо вижу, когда создатели книги хотят сэкономить, а отражается это на читателе. Делают, например, не просто мелкий шрифт, а маленькие поля, из-за чего страдает композиция страницы, размещают текст близко к корешку или используют неконтрастную бумагу плохого цвета. Много таких признаков, по которым книга может мне теперь не понравиться.

У меня, конечно, как и у всех, дома огромная полка «Азбуки-классики», собранная еще за время учебы, но сейчас она не пополняется. Вообще стараюсь приобретать книги в качественном издании. Это, конечно, совсем не инвестиция ― я понимаю, что никто в жизни не будет эти книжки перечитывать или тем более перекупать, но, тем не менее, приятно листать хорошую книгу, сидя в хорошем кресле с хорошем чаем. Намного лучше, чем читать в метро прыгающий текст, портить глаза и не получать удовольствия, которое я мог бы получить. Похоже, это старость.

Лев Данилкин, «Ленин: Пантократор солнечных пылинок»

Я читал предыдущую книгу Данилкина про Гагарина в серии ЖЗЛ, и вижу, что он как автор очень сильно вырос. Объем использованного материала по-хорошему поразил. Книга может отпугнуть своим размером ― она как огромный кирпич, да и по стилю не совсем ЖЗЛовская. Автор ― литературный критик, но в последнее время пишет только биографии, и, на мой взгляд, жизнеописание Ленина ― это тяжелый труд, учитывая, сколько про него уже написано. Было издано, я вам напомню, 55 томов его сочинений, плюс еще одна серия, что-то вроде «по ленинским местам», тоже томов на 10-15. Очень много материалов, и все они занудные, из них очень сложно выудить какую-то интересную нить, а Данилкину все-таки удалось. Сразу понимаешь, почему Ленин стал именно Лениным, каковы его заслуги в том, что называли Революцией 1917 года, почему появился культ этого человека.

Очень понравилось, что автор пишет об истории свободным языком, хотя кого-то это отторгает. Некоторые люди в возрасте, которые многое про Ленина выучили еще в школе, не приемлют такого подхода: пишут в комментариях на ozon.ru, мол, «Данилкин сравнивает Ленина с Шакирой, как же так...» А мне кажется, автор как раз очень тонко проходит по грани между ироничным нон-фикшн и серьезным, при этом не скатываясь в клоунаду. У него, конечно, прекрасное чувство языка. Я бы хотел такое иметь, но, к сожалению, не обладаю таким литературным багажом, как Лев Данилкин. В общем, книга интересная, и не зря ее номинировали на множество литературных премий.

Максим Кронгауз, «Слово за слово»

У Максима Кронгауза было замечательное произведение «Русский язык на грани нервного срыва», а сейчас я стараюсь осилить его «Слово за слово». В целом, это не моя тема. Я юрист, он лингвист, но тем не менее у него получается очень интересно писать про проблемы филологии, и после его книг я оценил и Нору Галь, и книги Чуковского про перевод. Даже прочитал недавно «Поверженные буквалисты» Андрея Азова, книгу про, скажем так, политические процессы в филологических кругах 1930-40-х годов, и меня эта тема тоже захватила. Думаю, в этом и есть цель нон-фикшн литературы ― заинтересовать в каком-то предмете и позволить этот предмет включить в свою орбиту интересов.

Найл Фергюсон, «Восхождение денег»

Мне нравятся некоторые иностранные авторы нон-фикшн, например, Найл Фергюсон, который своей книгой «Восхождение денег» меня когда-то очень впечатлил. Я прочитал многое из того, что он написал: мне понравилась и книга «Цивилизация», и книга «Империя», и другие. Фергюсон пишет и на исторические, и на экономические темы, но «Восхождение денег» ― про историю мировых финансов.

Я долго силился понять финансовые рынки, потому что в университете преподаю в том числе тему, связанную с ними, но преподношу её с точки зрения права, а на практике с финансами не работаю ― не торгую на бирже, не занимаюсь аудитом. Поэтому мне всегда было сложно понять, для чего нужны эти акции-облигации, фьючерсы, форварды и тому подобное. А благодаря Фергюсону удалось это, скажем так, диалектически постичь, осознать в развитии. Когда осознаешь, зачем изначально был нужен определенный институт, как он появился и эволюционировал, ты очень хорошо понимаешь, куда он пойдет потом. Такой подход позволил мне хорошо освоить эту тему.

Теперь я знаю, почему был ипотечный кризис в Штатах, почему был кризис с хедж-фондом в 1990-х и т. д. Это все ложится в понятную взаимосвязанную модель, сцепленную, в первую очередь, с историей мирового финансового оборота. Фергюсон приводит, где нужно, интересные факты, примеры из параллельных отраслей, поэтому даже с моим, в общем-то, начальным уровнем экономики, я его прекрасно понимаю. Кстати, книгу очень неплохо перевели.

Софья Багдасарова, «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи»

Меня радует, что многие новые авторы нон-фикшн приходят из ЖЖ. Я говорю, например, про создателя «Записок увлеченного судмедэксперта» Алексея Решетуна. Он творит в довольно сложном жанре ― там были написаны такие великие книги, как, например, «Курьезы военной медицины и экспертизы» Андрея Ломачинского, но Алексей тоже не подкачал. Конечно, минус этих писателей в том, что они пишут на основании своих постов, заметок, и в итоге получается текст очень маленький, потому что ЖЖ ― все-таки не формат толстой книжки.

Подобная же книга ― «Омерзительное искусство» Софьи Багдасаровой. Автор ― блогер, ее ник в ЖЖ ― shakko_kitsune. Шакко рассказывает про живопись, она искусствовед по образованию, и в своей книге написала про очень спорные картины с сюжетами наподобие инцеста, каннибализма, убийства братьями и сестрами друг друга ― таких мотивов много в классической мифологии.

Когда мы смотрим на голых персонажей в музейной живописи, мы часто думаем, что это пасторальные сценки, а на самом деле Зевс кастрирует Крона. Теряется многое из смысла античных произведений, если мы не понимаем миф, который за ними стоит. Вот я, например, о мифах Древней Греции узнал из одноименной книги, предназначенной в СССР для школьников: оттуда убирали очень много оригинальных деталей. Скажем, по сравнению с классической «Илиадой», в советской адаптации было много сокращений и упрощений. Естественно, изымалось все, что касается секса, межродственных отношений, убийств. А ведь греки многое в это вкладывали. Зная сюжеты большинства классических мифов, ты лучше понимаешь сами произведения.

У книги есть несомненные достоинства: ее интересно разглядывать, прекрасные иллюстрации, качественная предпечатная обработка ― в случае с живописью это очень важно. Книга совсем маленькая, хотя прикидывается большой ― там крупный шрифт и много свободного места. Тем не менее, «Омерзительное искусство» я читаю, наверное, уже неделю, потому что очень внимательно стараюсь рассматривать приведенные картины, гравюры.

Я считаю, что у Софьи Богдасаровой не такое чувство языка, как у того же Льва Данилкина: она перебарщивает в стремлении упростить материал для рядового читателя. Конечно, автор ― из ЖЖ, где комментаторы не всегда понимают сложные вещи, и поэтому приходится им разжевывать на каких-то понятных примерах, приводить банальные метафоры. Но зато, в отличие от других авторов, пишущих об искусстве, Софья ― популярный писатель. Соответственно, книга выпущена массовым тиражом и получилось довольно недорогой: она стоит 600-700 рублей. При такой верстке и возможности посмотреть на классические произведения ― на самом деле, очень небольшая цена.

Подготовила Полина Рассадкина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале