«Окно в Европу»-2018: Баллада об отце

В Выборге прошёл ХХVI Фестиваль российского кино «Окно в Европу». Гран-при завоевала картина режиссёра-дебютанта Кирилла Соколова «Папа, сдохни». Чёрная комедия а-ля Тарантино о повсеместном цинизме и силе правды покорила членов жюри, возглавляемого режиссёром Сергеем Снежкиным, лёгкостью исполнения, внятностью изложения и зрелым мастерством, а заодно подчеркнула главную тему нынешнего кинофорума.
Кадр из фильма «Папа, сдохни» 

Блестящий актёрский ансамбль ― Александр Кузнецов, Виталий Хаев, Елена Шевченко, Михаил Горевой ― просто не оставил шансов соперникам. Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Хотиненко-Фенченко-Финна) зашифровал в картине поклон любимому педагогу, чем окончательно «подкупил» коллег и судей. Снежкин признался, что решение по главному призу было единогласным. Среди критиков по большей части также царило единодушие: лента Соколова оказалась самой яркой и самобытной в программе конкурса «Игровое кино. Осенние премьеры».

Фаворитом зрительского голосования тоже стала картина, повествующая о сложных взаимоотношениях героя с отцом. Драма «Ван Гоги» Сергея Ливнева завоевала главный приз фестиваля «Золотая ладья» и удостоилась специального приза жюри конкурса «Копродукция. Окно в мир». Серебро зрительского конкурса досталось полнометражному российско-чешскому мультфильму «Гурвинек. Волшебная игра» режиссеров Мартина Котика и Инны Евланниковой. А бронзу завоевал режиссёр из Забайкалья Виктор Алфёров, снявший фильм о великом земляке Александре Вампилове под названием «Облепиховое лето». Роль Вампилова исполнил актёр Андрей Мерзликин. Впрочем, кинокритики остались недовольны фильмом: продюсеры, получив полноценное финансирование дебютного фильма в размере 25 миллионов рублей, радостно отщипнули треть бюджета и оставили автора наедине с замыслом, из-за чего картина получилась плоской по изображению и скомканной по сути.

Кадр из мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра» 

Специальные призы жюри в игровом конкурсе «Осенние премьеры» достались культурологическому эссе «ВМаяковский» Александра Шейна, ретро-фильму «У ангела ангина» Оксаны Карас и фильму-ребусу «В Кейптаунском порту» Александра Велединского. К слову, сценарий фильма Велединского был написан им 20 лет назад и в основу сюжета легла история, рассказанная режиссёру его отцом; он стал прототипом одного из главных героев, сыгранного Сергеем Сосновским.

Отцовскую тему в программе основного конкурса подкрепила и лента «Замыкание» режиссёра Татьяны Эверстовой ― победительницы фестиваля «Окно в Европу» 2016 года. Автор щедро поделилась в картине подростковыми демонами, а именно желанием убить жестокого отца. В картине, как и в жизни, героиня смогла совладать с искушением и на пресс-конференции посетовала, что в свете страшных новостей о сестрах Хачатурян, убивших отца-тирана, лента оказалась не личным, но актуальным высказыванием: «Эти девочки могли через несколько лет сидеть на моём месте, а теперь они надолго сядут в тюрьму».

 
 Кадр из фильма «Облепиховое лето»

Апогеем развития темы оказалась очень странная, неровная, но симптоматичная картина Дмитрия Астрахана «Игра». Главный герой в исполнении кавээнщика из Санкт-Петербурга Виктора Васильева ― успешный поэт, сын крупного бизнесмена, счастливый муж и отец, который раз в месяц уезжает в командировку к возлюбленной, живущей в глухой деревне. В какой-то момент баловень судьбы начинает подозревать неладное, и, проведя собственное расследование, обнаруживает, что вся его жизнь ― лишь игра, умело выстроенная его отцом. Кстати, сам Астрахан признался, что в предыдущий раз был в Выборге 50 лет тому назад, когда приезжал на сборы в спортивный лагерь.

Кадр из фильма «Непрощённый» 

Вспомнил о популярном выборгском спортлагере и актёр Дмитрий Нагиев, прибывший на фестиваль для представления фильма-закрытия «Непрощённый» Сарика Андреасяна. Картина посвящена судьбе Виталия Калоева ― раздавленного горем отца, потерявшего в авиакатастрофе над Боденским озером жену и двоих детей и убившего авиадиспетчера, который был причастен к трагедии. Исполнитель главной роли не остался в стороне от традиций «Окна в Европу» и вслед за многими коллегами оставил отпечаток правой руки на аллее перед кинотеатром.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале