Мцыри на фоне Гималаев. «Святыни и твердыни» в филиале музея Востока

Весной в Музее Рерихов ― филиале Государственного музея Востока открылась выставка, посвященная серии работ Николая Рериха «Святыни и твердыни». Создание более 80-ти картин связано с Центральноазиатской экспедицией художника в 20-х годах XX века, когда он помимо России посетил Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Монголию и Тибет.
 

Ещё будучи студентом Академии художеств, Рерих увлекся историей Руси, стал писать картины, связанные с прошлым его родины. Чем старше он становился, тем больше его интересовала культура и прошлое не только русского народа, но и других. «Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху… надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь», ― говорил художник. Ради достижения достоверности, к которой он стремился, художник и отправился в опасную экспедицию, творческим итогом которой стала серия картин.

 

Рерих пытался найти взаимосвязь мировых религий, что привело его к созданию учения «Живая этика», где перемешаны Платон, Лао-Цзы и Конфуций, христианство, индуизм и буддизм. Пик популярности «Живой этики» в России пришёлся на 1990-е годы, когда Архиерейский собор Русской Православной Церкви разъяснил, что это новое религиозное движение несовместимо с христианством. Тогда же диакон Андрей Кураев, назвавший рерихианство «сатанизмом для интеллигенции», отмечал на страницах «ТД»: «Они были готовы собирать «крупинки мудрости» в Китае и в Индии. И лишь духовной мудрости православия они не хотели замечать. Поистине вспомнишь слова Руссо — "в наше время вместо того, чтобы любить ближнего, любят негров"».

 

Но художественное наследие Николая Рериха сильнее его крайне спорных теософских концепций. Жемчужиной всей серии становятся горы ― не зря художника называют именно «мастером гор». Он рисует их при свете дня, ночью, во время рассвета и заката. Рерих любуется ими со всех сторон, а они помогают ему воплотить творческий замысел: каждый герой, будь то неизвестный путник, былинный богатырь или Сам Христос, испытывает себя в борьбе с суровыми, красивыми, но безучастными вершинами. Здесь молятся, пытаются побороть страсти, становятся свидетелями чудес, терпят непогоду. По словам директора филиала Тиграна Мкртычева, ведущего научного сотрудника сектора Искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания, «за каждым Гималайским пейзажем видится целый мир, видится вершина духа… сами горы сопоставляются с достижениями человека именно в области духа».

 

Национальный колорит, сочные краски и неповторимый стиль делают эти работы особенными. Чувствуется уважение, с которым Рерих подходит к культуре местных народов, его восхищение увиденным. Чем дальше отходишь от картины, тем больше наслаждаешься бликами солнца, играющими на ледяных горных пиках, на извивающихся причудливой лентой реках и на длинных мантиях путников, бросивших вызов самой природе. Сюжеты выглядят монументально, но в то же время лирично. Вспоминается лермонтовский Мцыри, отдавшийся на волю стихии, одинокий странник, который ищет свободу и пристанище. Герои Рериха тоже находятся в поиске, чувствуется, что каждого из них не просто так занесло в горы, красота которых завораживает, но в то же время и пугает. Наверняка они, как и Мцыри, ищут каждый свое: умиротворение, уединение, а может, самих себя.

 

Многие картины имеют скромные размеры, написаны на картоне и фанере. Темперная краска дает эффект легкости, подчеркивая огромное горное пространство, где невидимый ветер словно гуляет по картине. Масло Рерих использует для изображения храмов и монастырей, делая их как бы более массивными, материально ощутимыми.

В рамках выставки представлены не только картины цикла «Святыни и твердыни», но и мемориальный кабинет Николая Константиновича. По словам организаторов, в кабинете «воссоздана художественная атмосфера дома семьи Рерихов». Следом за ним идёт зал с работами сына художника, Святослава Рериха.

 

Еженедельно в музее в рамках выставки проходят лекции, посвященные работам цикла. В частности, Тигран Мкртычев рассказал о выделяющейся из общего ряда картине «Священный дар», которая удивляет необычным колористическим решением. Несмотря на то, что на ней изображён один из классических буддистских сюжетов (после смерти Будды брахман Дрона делит его прах между племенами-последователями учения), зритель легко угадывает в Дроне знакомые черты Иисуса Христа. Зачем это было сделано? Может быть, для того, чтобы сделать экзотический образ более привычным для западной публики, считает Мкртычев. Но возможно, тайны так и должны оставаться тайнами, а истину не нужно искать где-то в далеких Гималаях. Ведь она, как и Царствие Небесное, ― в нас самих.

Выставка продлится до 13 января 2019 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале