Если б знали вы, как мне дороги «буревестные» вечера

В начале первого курса я была на филфаке и от скуки рассматривала плакаты, висящие на стене. Первое, на что упал взгляд, ― «Отдых в МГУ», а под этим заголовком ― информация про зимние лагеря в Подмосковье и летний «Буревестник» на Черном море. Уже тогда подумала, что было бы здорово туда поехать, и уже тогда поставила себе цель. И вот я здесь.

Как отдохнуть в МГУ летом и зимой, телом и душой

 Озеро Рица

Лагерь без вожатых

Это очень интересный формат отдыха: как в детском лагере, где кормят и готовят культурную программу, но при этом не следят за режимом и времяпрепровождением. По сути, студенты принадлежат сами себе.

Я ездила в четвертую, последнюю смену, которая проходила с 17 по 30 августа. Температура воздуха была за 30°С, воды ― 27°С. На самом деле, это опасно теплая вода: в ней быстро размножаются вредоносные бактерии и вирусы. Участники предыдущей смены предупреждали, что с собой надо брать кучу лекарств от отравлений ― от дорогих до старого доброго активированного угля. Однако в нашу смену были необходимы средства от простуды. Мне самой пришлось посетить медицинский пункт, но могу поручиться, что там все на высоком уровне: хороший мед персонал, оборудованные кабинеты, наиболее необходимые лекарства (за остальными ездят в город, покупая и для себя, и для других). Хотя в условиях «Буревестника» очень сложно лечиться и соблюдать постельный режим ― не хочется пропустить ни дня, везде какая-то «движуха». Главными лекарствами были солнце, морской воздух и друзья.

По пути в Мамедово ущелье

Если говорить об условиях проживания, то студентам много не надо. Естественно, евроремонта никто не ждал, но у кого-то в комнате шкаф был поновее, где-то цвета стен свежее и приятнее, где-то кровати скрипели менее громко. Но, по мне, это все мелочи.

Живут в «Буревестнике» как в общежитии: четырехместные комнаты, где на всех один шкаф, стул и тумбочка, один душ и уборная на крыло. В каждой комнате ― балкон, где почти всегда на веревках не хватало места для мокрого белья. Традиционно на первый этаж селили только юношей, а на второй ― девушек. В корпусе есть прачечная, где стоит одинокая стиральная машинка. На стирку надо записываться заранее, набрав не менее трех килограммов белья, а главное ― приходить со своим порошком. Я боялась, что в лагере не будет утюга, и свыклась с мыслью, что все будут ходить в неглаженой одежде. Однако у коменданта корпуса оказался утюг, который можно было брать в любое время и гладить в коридоре первого этажа.

Табличка при входе

Кормили как в обычной студенческой столовой. Приемы пищи ― по часам: завтрак с 8.30 до 9.00, обед с 14.00 до 14.30, ужин с 19.00 до 19.30. За каждый отдыхающим закреплено место за столом, поэтому когда мы приходили, все уже было накрыто. На завтраки традиционно давали кашу и второе блюдо (оладушки, запеканка, омлет, рис с котлетой), на обед ― первое, второе и компот, на ужин ― макароны, жареную рыбу, курицу и булочки, которые для вкуса все макали в сахар.

Хоббиты и водопады

На территории лагеря можно было устроить любой досуг ― например, спортивный: бадминтон, большой теннис, пинг-понг, волейбол. Кто-то готовился к конкурсу «Танцы со звездами», кто-то прямо на территории лагеря устраивал пикник, но в основном проводили время на пляже или за пределами лагеря. Один парень из нашей компании неведомым нас образом достал… Гармонь! Сейчас этот инструмент достаточно редко можно услышать, но в «Буревестнике» можно все.

Если устал от ленивого пляжного отдыха, можно исследовать местные чудеса природы. Походы ― традиционная часть «буревестного» отдыха. Это не «обязаловка», но в каждый поход собирается около 50 человек. Идут, как правило, на полдня, максимум на 10 километров. Мы ходили в Мамедово ущелье. Несмотря на то, что это всего 20 минут езды от лагеря, на пути было множество подъёмов, да ещё и по жаре ― неподготовленному человеку тяжело. Каково же было разочарование, когда мы добрались до цели похода, водопадов, и увидели маленькую струйку, которой даже не умоешься! Но оказалось, что в паре метров от нас ― водопадные озера и маленький водопад-«массажер». Там я впервые купалась в водопаде.

Вид с самого высокого колеса обозрения в Лазаревском

Второй частью похода была горная река. Берегов у нее не было, поэтому пришлось идти в кроссовках около километра по руслу, но это оказалось удобно ― камни были ровными. Мы проходили сквозь ущелья как в сказках про хоббитов и эльфов. Обратно возвращались, когда уже наступили сумерки и мы отстали от группы. На остановке пришлось ждать автобуса около часа. За это время мы исследовали южное звездное небо и сделали вывод, что в такое позднее время лучше никуда не ездить, потому что невозможно даже вызвать такси.

Абхазия

Небольшой компанией, которая образовалась еще в поезде по пути в лагерь, мы решили съездить в Свирское ущелье в Лазаревском, на скалу Киселева в Туапсе и в Абхазию. Свирское ущелье почти не отличалось ландшафтом от Мамедова, а скала Киселева напомнила фотографии Сейшел: лазурного цвета полупрозрачная вода, водоросли, похожие с высоты на коралловые рифы. Только палатки не хватало, чтобы пожить рядом с таким пейзажем.

Абхазия

Абхазия же была беспроигрышным решением. Казалось, что это очень близко, но не тут-то было: от лагеря только до границы добираться около трех часов. Мы долго спорили, как лучше ехать ― «дикарями» на пару дней или с экскурсией, но, в конце концов, нашли в Лазаревском идеальный вариант: экскурсию за 1700 рублей, причём автобус заезжал за нами в лагерь в 2-30 утра.

До абхазской границы доехали за два с половиной часа, но поспать не удалось, потому что на поворотах приходилось постоянно держаться за сиденье. Паспортный контроль занял меньше часа, правда, мне пришлось напрячься. Мой паспорт проверял суровый пограничник, который долго всматривался в документ и затем спросил: «Какой национальности?» Я немного растерялась, но ответила: «А какое это сейчас имеет значение?» Он ещё более сурово заявил: «Если я спрашиваю, значит, так надо». ― «Отец ― турок». После этого я услышала турецкую речь и подумала: «Снова рубрика "везде найду турок"».

Как только мы заехали на территорию Абхазии, за окном стало безлюднее и красивее. Ни разу за день я не увидела общественный транспорт ― только домики в деревеньках, полуразвалившиеся машины и коровы прямо на дороге.

Спуск по легендарной лестнице в Буре 

Первая остановка была в Гагре (не Гаграх!), следующим пунктом шло купание в море на пляже в Пицунде. Вода там прозрачная, дно видно на глубине 30 метров, слева ― горы, под ногами приятная мелкая галька. А на площади рядом ― здание советской постройки и национальная музыка на абхазском. Затем ― невероятной красоты озера Рица. Времени на его изучение было катастрофически мало, всего час. Кстати, за купание в озере ― штраф.

После этого мы поехали на дачу Сталина, в Новоафонский монастырь и пещеры. За последние пришлось доплатить 500 рублей, но это было лучшее вложение дня. Чтобы попасть в пещеру, надо проехать один перегон на «метро» (загруженность вагона ― как в Москве), потом взять куртки напрокат (температура ― всего 14°С). Нас водили по шести огромным залам, где с потолков висят сталактиты и сталагмиты. Инфраструктура в музее хорошая: подсветка, акустика, переходы между залами.

В Абхазию стоит вернуться, но уже «дикарем» на машине на пару дней, останавливаясь в тех местах, которые понравились больше всего.

* * *

А вообще я поняла, что лагерь ― это люди. У нас была компания, которая организовывала наш досуг: костры у моря, песни с гитарой и гармошкой, шашлыки, разговоры о звездах, купание в ночном море. За такой курортной романтикой и дружеской атмосферой хочется возвращаться еще и еще.

Наша компания на озере Рица 

На днях я слышала историю про мужчину, который 15 лет назад окончил физфак, уже обзавелся семьей, но все эти 15 лет ездит в Вишневку, снимает жилье у частников и идет на пляж «Буревестника» питаться атмосферой студенческой тусовки. И я его прекрасно понимаю: побывав в «Буре» раз, хочется возвращаться туда снова и снова.

Фото автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале