Катите отсюда! Как велосипедисты из МГУ объездили всю Москву

В Москве наступила зима, улицы засыпало снегом, но кататься на велосипеде можно и сейчас. А у тех, кто любит менее экстремальный спорт, есть возможность подготовиться к лету, узнав всё о велоклубе МГУ от его основателя Никиты Бурдина.
 
Фото: Велоклуб МГУ  

— Никита, как возник велоклуб МГУ?

— Я плохо сдал сессию, впал в депрессию, мне было грустно. И подумал, чем же себя можно потешить, чем занять? Сразу вспомнил, что на велосипеде катался почти всегда в одиночестве — лишь пару раз ездил в составе московских велоклубов, но мне эти мероприятия не нравились из-за плохой организации. К сожалению, это не уровень официальных столичных велопарадов, которые организуются администрацией города — те клубы держатся только за счет энтузиастов, любителей двухколесного транспорта. Поэтому я решил создать велоклуб при Московском университете.

— Какие этапы подготовки, «раскрутки» ты прошел?

— Для начала нужно было придумать логотип клуба. У меня было два элемента, которые требовалось как-то визуально объединить: велосипед и МГУ. Получилось то, что получилось. Затем я организовал первую «покатушку», в которой приняло участие три человека. Какой-то период мы просто катались небольшими компаниями, но я времени не терял: старался набираться опыта, читать, как устроена работа в других велоклубах. Первый крупный выезд состоялся в июне, когда я разместил объявления в МГУшных группах во «ВКонтакте». Тогда собралось около двадцати человек.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— По каким маршрутам вы ездите?

— Каждый раз маршрут новый! Я досконально его продумываю, в том числе для тех, кто только первый раз садится на велосипед, учитываю бордюры и люки. Наверное, трепетное отношение к участникам и «заманило» их в клуб. К тому же я сам знаю много красивых мест в Москве, где можно кататься, и с радостью готов их показать. После первой «покатушки» начал формироваться организаторский состав, который стал вместе со мной придумывать и продумывать маршруты.

— Проходят ли в рамках велоклуба какие-то мероприятия помимо традиционных «покатушек»?

— В начале этой осени мы организовали велоквест с целью привлечь первокурсников. Мы недолго думали, в каком формате это сделать, и решили сделать ставку на головоломку. На квесты московских велоклубов я не стал ориентироваться, потому что задания скучные и простые: например, доехать до одного места, сделать там фото, отправить организатору и получить приз, затем доехать до другого места и так далее… У нас же, например, было задание собрать велосипед из запчастей, причем часть из них была в банках с тараканами.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— Интересно. А какой сегодня состав участников вашего клуба?

— Все организаторы из университета, а вот участники далеко не всегда МГУшники. Если говорить в процентном соотношении, то университетских процентов двадцать, но состав всё время меняется. В группе во «ВКонтакте» чуть больше тысячи человек, однако основной костяк — 50-60 человек, которые постоянно ездят с нами.

— Дружит ли велоклуб МГУ с клубами в других вузах?

— В московских вузах, к сожалению, велоклубов и велоэнтузиастов почти нет. А если и есть, то они не знают, с чего начать, где набраться опыта, как организовать работу клуба, где взять средства, в конце концов. Я, например, вкладывал карманные деньги в типографские расходы.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— Сложились ли какие-то традиции за полтора года существования клуба?

— Весь теплый период у нас были традиционные пятничные «покатушки». Участники клуба встречались в одно и то же время в одном и том же месте, на Площади Гагарина в 19.30. Можно было даже в соцсетях пост не делать, все равно соберется толпа. Поэтому количество участников росло: в июле было 30 человек, а в августе — уже 70.

Также из традиционного — ночные «покатушки» с дистанцией около 200 км. Собираются так называемые велолоси — опытные и сильные ребята, чья цель — проехать эти 200 километров внутри МКАДа по «зеленым» зонам.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— Вы катаетесь только в теплую погоду?

— Нет, мы катаем круглый год! При должной технике, сноровке и с головой на плечах можно хоть на голой резине ездить. Однако зимой лед все-таки штука опасная — не знаешь, где он тебя встретит. Надо быть аккуратным. Я сам начинал кататься зимой на шипованных шинах, но потом постепенно слез с них.

— Кстати, почему вы занимаетесь именно велоспортом? Каково его преимущество перед другими видами спорта?

— На мой взгляд, это самый эффективный вид транспорта. При меньших энергозатратах получаешь большую эффективность в перемещении. Приезжать на красивую гору на машине не так интересно, как на велосипеде, ведь во втором случае ты сам себя дотащил! После этого с чистой совестью можно сесть на траву и наслаждаться пейзажем, отдыхать.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— На твой взгляд, насколько Москва подходит для велодвижения?

— Спасибо велопарадам за привлечение внимания к велосипедистам, ведь в первую очередь все зависит от уважения на дорогах. Сейчас мне начали уступать дорогу, я стал чувствовать себя полноправным членом дорожного движения. Но, к сожалению, в регионах с этим пока плохо. Если выезжаешь за пределы Москвы, то в трех сантиметрах от тебя может спокойно проехать фура, так что приходится выезжать на обочину.

— Катался ли на велосипеде в Европе? Как там обстоят дела с велодвижением?

— Да, много где катался — во Франции, Испании, Италии. Не стану лишний раз говорить про отличные дороги и бордюры, но в Европе есть ассоциации велодвижения, которые работают связующим звеном между локальными и крупными организациями. Нам этого катастрофически не хватает. Пока у нас велоклубы сами по себе, а крупные мероприятия — сами по себе.

 
 Фото: Велоклуб МГУ  

— Ну и подытожим: с какими проблемами сегодня сталкивается велоклуб?

— Чтобы привить вкус к велодвижению, надо создать инфраструктуру, обеспечить места, где можно хранить велосипед, где его починить, понять, как уберечь от кражи. Для нас главная проблема — нехватка теплого помещения для всего перечисленного. А еще хотелось бы устраивать посиделки клуба, общение, ведь во время «покатушек» нам физически трудно разговаривать.

— А какие у вас перспективы и планы?

— Сейчас мы хотим развивать школу инструкторов, руководителей и организаторов. Передавать наш опыт другим людям, которые хотят стать лидерами не только на «покатушках», но и на других мероприятиях. Это отправная точка для формирования сообщества лидеров, которые смогут привнести в наши ряды и реализовать новые идеи, проекты. В дальнейшем мы планируем объединяться с другими вузами и вместе делать масштабные мероприятия.

Беседовала Дениза Хасан 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале