В ряде стран действуют колледжи, по статусу равные университетам

В Финляндии колледжи обеспечивают страну рабочей силой, в Руанде действуют как социальный лифт, в Швейцарии дают практический опыт, в Канаде позволяют быстро получить профессию, в Южной Корее помогают снизить безработицу.
 
Фото: Medium.com  

Колледжи — это не просто альтернатива вузам или возможность уйти из школы после 9 класса. Профессиональное образование позволяет обеспечить людей работой, сделать учёбу полезной, снизить уровень миграции. В пяти разных странах колледжи меняют рынок труда и играют важную роль, сообщает Мел.фм.

Финляндия

У системы финского образования две главные цели: вырастить людей, которым легко будет жить в Финляндии, и обеспечить страну специалистами самых разных профессий. Почти всю работу выполняют местные жители. Они стараются для себя, поскольку сами потом ездят по шоссе, которые построили. В результате в лесу, на дорогах и на стройках обычно царит образцовый порядок. В Финляндии не стыдно быть лесничим, экскаваторщиком, поваром. Люди этих профессий получают хорошую зарплату и пользуются в обществе уважением наравне со всеми.

 
Фото: Blog.unif.pro 

В то же время поступить в университет здесь действительно непросто. Финская школа не принуждает детей достигать успеха через силу. Талантливые ученики могут проявить свои способности, но по собственной инициативе. А вот получить работу по специальности легко. Это можно сделать на базе девяти классов средней школы или гимназии с 16 лет.

Часто государство не только бесплатно учит студентов колледжей, но и предоставляет им питание и жильё. Обучение обычно длится три года. Выбор профессий огромный. Можно стать не только строителем или медсестрой, но и цирковым артистом или специалистом по лошадям.

Руанда

Руанда — государство в Восточной Африке. Политехнические колледжи (IPRC) работают здесь как социальный лифт. Для страны, пережившей массовый геноцид, этот проект очень важен. Студенты изучают IT, электронику, телекоммуникации и возобновляемые источники энергии. После колледжа они могут пойти на стажировку в местную компанию, которая производит, например, электрические лампочки, а потом остаться там работать. Это позволяет снизить уровень миграции. Ведь мало кому на самом деле хочется уезжать из родных мест.

 
Фото: Peacelutherangv.org 

Учебные центры IPRC спонсирует правительство Японии — в рамках глобального образовательного проекта. С 2007 по 2017 год сюда постоянно приезжали японские эксперты. За это время колледжи выпустили больше двух тысяч специалистов. Некоторые из них уже основали собственный бизнес, который тоже помогает обеспечить работой местных жителей.

Швейцария

В Швейцарии действует одна из самых успешных моделей образования в мире. Она называется «дуальная система» и ориентирована на реальные вакансии. Швейцарская модель настолько успешна, что крупные международные компании начали создавать на её основе негосударственные программы обучения в других странах.

 
Фото: S-ge.com 

После 9 класса все швейцарские школьники выбирают, что делать дальше. Можно пойти в гимназию, потом поступить в университет и стать учёным. А можно выбрать профессиональное училище и получить специальность сразу. В этом случае подростки продолжают ходить в школу несколько дней в неделю, а в остальное время практикуются в компании. Например, учатся собирать промышленных роботов или работать в банке. При этом студентам платят стипендию.

Учёба длится от двух до четырёх лет, и после выпуска можно начать работать. Зарплата конкурентоспособная. При этом, например, машинист электропоезда может взять отпуск sabbatical (длинный оплачиваемый «творческий отпуск», от двух месяцев до года) и на полгода уехать в путешествие.

Канада

Население Канады растёт, страна охотно принимает мигрантов. Профессионально-технические школы (колледжи) — гарантия того, что у людей будет работа. А государству не придётся приглашать сезонных рабочих без гражданства.

Канадские колледжи дают образование, которое позволяет быстро найти подходящую вакансию. Обучение практическое. В программе нет теоретических дисциплин и soft skills — например, истории искусств и уроков критического мышления. Специальности связаны со строительством, производством, сферой услуг, торговлей или транспортом, но особое место в списке направлений занимает медицина.

 
Фото: Canada.by 

Здесь в этой сфере есть много профессий, для получения которых не нужно идти в вуз. Например, можно стать флеботомистом и заниматься забором крови. Или сердечно-сосудистым технологом — проводить УЗИ сердца, ЭЭГ и другие исследования.

Ещё есть много вакансий врачей-ассистентов — в области медицины, ветеринарии, физиотерапии и в лабораториях. И каждый из этих специалистов может с гордостью сказать, что он лечит — людей или животных.

Южная Корея

В Южной Корее ситуация с колледжами пока напоминает российскую. «Корочка» вуза здесь очень важна — это будущая профессия, карьера, а то и семейное положение и уровень образования детей. Поэтому к вопросу выбора специальности корейцы относятся серьёзно. Они учитывают семейный бюджет (учёба платная), происхождение, знакомства, таланты ребёнка и даже мнения предсказателей.

 
Фото: Widerimage.reuters.com 

Выпускники самых престижных вузов редко остаются не у дел, но таких учебных заведений немного. В стране высокий уровень безработицы среди молодёжи. Если вчерашние студенты не могут найти работу по специальности, то, промучившись несколько месяцев, они становятся экскурсоводами, автомеханиками, сотрудниками прачечных. Поэтому в последние несколько лет правительство старается перенаправить школьников в колледжи. Там можно получить прикладную специальность и заранее обеспечить себе место, а не становиться тысячным клерком в списке рекрутеров.

Корейцы сейчас открыты для самых разных направлений. Многие молодые люди открывают частный бизнес — например, небольшие кофейни. В этом случае всё лежит на их плечах, и сам диплом уже не играет роли — важны знания и навыки.

Колледжи. История

Колледжи — это учебные заведения, главным образом в системах образования Великобритании, стран Британского Содружества и США.

По уровню подготовки учащихся различают три типа колледжей — соответствующие уровню высшей школы (входят в состав университетов или автономные вузы), занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями, соответствующие старшим классам средней школы.

Наваррский коллеж во Франции 

Во Франции одним из первых появился Наваррский коллеж в 1304 году как составная часть Парижского университета.

В XVI веке колледжи стали уже восприниматься как альтернатива консервативным университетам. Они создавались на базе библиотек и сводились к чтению докладов профессорами, вокруг которых собирались вольнослушатели. Некоторые колледжи были связаны с деятельностью иезуитов.

В Великобритании колледжи возникли в начале XIII века. Исторически сложившийся тип колледжей в традиционном виде сохранился в старинных университетах. Например, в 1263 был учрежден Баллиол-колледж при Оксфордском университете.

В Великобритании колледжи могут быть как отдельными учебными заведениями, так и входить в состав университета.

Также в Великобритании по традиции колледжами называются и отдельные старинные привилегированные средние школы (Итон, Уинчестер), по своему типу ничем не отличающиеся от других, и некоторые частные учебные заведения, малодоступные детям из некоторых семей из-за высокой платы за обучение.

В США первые колледжи возникли в XVII веке (по образцу английских) как высшие учебные заведения, готовившие священнослужителей и государственных служащих. На основе наиболее крупных колледжей путём присоединения к ним медицинских, юридических, богословских школ (или факультетов) в первой половине XIX века были созданы первые университеты.

Основное здание классического колледж кампуса Нью-Йорка.
Фото: Studyvacationusa.com

В настоящее время в США «колледж» и «университет» являются взаимозаменяемыми понятиями. Оба термина означают высшее учебное заведение в котором можно получить диплом бакалавра или магистра, хотя обычно колледжи меньше по размеру.

В США также существуют двухгодичные колледжи, которые после обучения выдают степень кандидата в бакалавры (Associate degree), сравнимую со средним профессиональным образованием в странах СНГ. Это общественные колледжи (community college), начальные колледжи, технические колледжи (technical college), городские колледжи (city college).

Колледжи в России

В России колледжи появились после распада СССР в начале 1990-х годов. В них предоставляется среднее профессиональное образование. Выпускники получают квалификацию техник, менеджер, юрист, банковский работник, бухгалтер и так далее. Диплом колледжа даёт право на поступление в вуз (если у выпускника колледжа не было среднего полного общего образования).

В российской системе образования колледж является образовательным учреждением среднего профессионального образования и фактически является синонимом слова «техникум». Разница в понятиях «колледж» и «техникум» определена в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённом постановлением правительства Российской Федерации: 

а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

Приём в колледж ведётся на основании аттестата об основном общем образовании (9 классов), аттестата о среднем (полном) общем образовании (11 классов), диплома о начальном профессиональном образовании (обычно ПТУ или профессионально-технический лицей) или диплома о среднем профессиональном образовании.

Фото: Znamenskol.ru 

Среднее специальное образование в российском колледже может быть получено после среднего общего образования за два-три года (не более трёх лет), в зависимости от специальности, а после 9 класса средней школы не более четырёх лет.

Обучающиеся в колледжах имеют статус студентов, им выдаётся студенческий билет и зачётная книжка. По окончании выпускникам выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании по соответствующей специальности и присваивается квалификация «техник», «старший техник» и тому подобные. Диплом о среднем профессиональном образовании даёт право его обладателю поступать на работу на соответствующие должности, а также продолжить образование в вузе по любой специальности, наравне с выпускниками 11-х классов школ, ПТУ и профессиональных лицеев. Во многих вузах также ведётся приём на обучение по сокращённым (ускоренным) программам обучения, для абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование по аналогичной или родственной специальности.

Также существует такое понятие, как «высший колледж» в России, обычно под ним подразумевают среднее профессиональное учебное заведение при вузе, например, «Высший колледж информатики НГУ». Хотя существуют и вузы, называемые высшими колледжами, например, «Высший химический колледж Российской академии наук». Также на базе колледжей могут располагаться филиалы вузов (как один, так и несколько).

Следствием практики сохранения исторически сложившихся названий колледжей при одновременном открытии востребованных на рынке труда специальностей стало часто наблюдаемое несоответствие названий колледжей и их специализации; ситуации, когда, например, в строительных, политехнических или сельскохозяйственных колледжах обучают на юристов, бухгалтеров или менеджеров по туризму, не редкость.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале