В домовом храме МГУ пройдёт лекция «Рождество Христово: кто такие волхвы?»

Выступающий ― поэт, филолог и культуролог Михаил Кукин покажет, как один отрывок из Евангелия от Матфея мог по-разному пониматься и трактоваться художниками различных эпох: от ранних христианских изображений в римских катакомбах до Нового времени.
 
Рогир Ван дер Вейден. Поклонение волхвов 

11 января 2019 года в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова состоится лекция «Рождество Христово: кто такие волхвы?», посвященная рассмотрению иконографии образа Рождества в мировом искусстве.

Выступающий ― поэт, филолог и культуролог Михаил Кукин покажет, как один отрывок из Евангелия от Матфея мог по-разному пониматься и трактоваться художниками различных эпох: от ранних христианских изображений в римских катакомбах до Нового времени.

В обзор включены такие шедевры мирового искусства, как, например, саркофаг «Двух заветов» (Ватиканский музей), мозаика церкви Санта-Мария-Маджоре (Рим), фреска Джотто из капеллы Скровеньи (Падуя), «Поклонение волхвов» Лоренцо Монако (Флоренция), картины «Поклонение волхвов» Иеронима Босха (Мадрид) и Альбрехта Дюрера (Флоренция).

Особое внимание лектор уделит образу волхвов (или трех королей, как их называют в западной традиции), пытаясь ответить на вопрос: кто, с точки зрения Церквей разных эпох, поклоняется младенцу Христу.

Начало в 19.30. Адрес: ул. Большая Никитская улица, дом 1. Вход свободный.

О выступающем

Михаил Юрьевич Кукин закончил филологический факудьтет Московского педагогического государственного университета, аспирантуру ИМЛИ РАН по специальности «Теория литературы» (1993 г.). Кандидат филологических наук.

В настоящее время — доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС. Читает курсы лекций по истории и теории литературы, истории культуры, анализу текста. Автор курса лекций «Традиционный текст и его живописная интерпретация» на портале Magisteria.ru.

Волхвы в изобразительном искусстве

Волхвы ― мудрецы, пришедшие с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести Ему дары.

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

 
Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов  

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где Он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились Ему и принесли дары.

Христианская иконография основывается на расцвеченном многочисленными деталями рассказе апостола Матфея. Этот сюжет был чрезвычайно популярным, и количество картин, написанных на эту тему, очень велико. Также встречаются скульптуры и музыкальные произведения. 

В число первых по хронологии памятников входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV в.

В самых ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, как правило, в профиль, в шаге и держащими перед собой дары. Этот вариант — использование позднеантичной иконографии «Варвары, приносящие подношения Императору».

Раннехристианское искусство неизменно изображало волхвов одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия). Последний персидский царь Хосров II Парвиз (VII в.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов.

В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов может выделяться в отдельный сюжет, хотя чаще является одной из композиций иконографии Рождества Христова.

Короны на головах пришельцев появляются в Х в. (в западном искусстве), где благодаря устным рассказам они превратились из жрецов в царей. Тогда же их одеяния теряют ярко выраженный восточный оттенок, и их начинают изображать не как ровесников, а людей разных возрастов. Обычай изображать их как представителей разных рас возникает на Западе в XII в. и становится каноническим в XV в.

С XIV в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: ведь это была сложная, многофигурная сцена, где были не только лошади и верблюды, но и противопоставление различных текстур — шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в яслях и грубой домотканой одеждой Иосифа и пастухов.

Искусствоведы отмечают невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Помимо предсказанных верблюдов, на полотнах оказываются бык и вол, унаследованные из хронологически предшествовавшего эпизода Рождества. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи.

Начиная с XV века Поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой Поклонения пастухов (Лк. 2:8—20). Это позволяло добавить в изображение ещё большее разнообразие людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения становились боковыми створками, в то время как центральное место отводилось обычно сцене Рождества.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале