«Было здорово»: прихожане Татьянинского храма — выпускники МГУ о студенческой жизни и Татьянином дне

Святая мученица Татиана почитается как покровительница студентов, а день её памяти, 25 января, в светских календарях обозначен как День российского студенчества. Среди прихожан университетского храма много выпускников МГУ. Редакция сайта st-tatiana.ru выяснила, как протекала их студенческая жизнь, каковы самые яркие воспоминания и, конечно, попросили пожелать чего-то нынешним студентам.

Поступление

Многие выпускники вспоминают, что определились с направлением, вузом и факультетом задолго до поступления.

Например, Екатерина Айрапетова, выпускница филологического факультета 2009 года, поступала в МГУ вслед за отцом, от которого унаследовала любовь к альма матер: «Когда папа спросил меня, что мне нравится и чем я хочу заниматься, я задумчиво ответила: «Ну, языки…» И поступила на филфак МГУ, итальянский ромгерм. Других вариантов у меня как-то и не было».

Выпускник филологического факультета Дмитрий Везломцев, поступая в университет, тоже был уверен в своем решении: «Филфак был с детства, с моих лет 12, светом в окошке. Я, еще учась в школе, ходил слушать лекции. К тому же в жизни случилось так, что меня окружало много выпускников факультета».

А вот для Ирины Дорфман, выпускницы филфака 1996 года, выбор был далеко не таким однозначным: «Вообще я всегда мечтала стать писателем, ещё в школе писала стихи, но пытаться поступить в Литинститут было страшно, к тому же там был творческий конкурс. А лингвистика мне казалась чем-то подходящим для писателя. «В крайнем случае, буду лингвистом, тоже неплохо», — думала я тогда. По совету родителей, для подстраховки, подавала документы еще в Экономико-статистический институт (там были несложные, как мне показалось, экзамены), но сразу же завалила зачет по информатике».

Не в один момент приняла решение и Лариса Копылова, окончившая исторический факультет в 1995 году: «Я выбирала между МГУ и Московской Консерваторией, так как первое образование я получила в теоретико-композиторском отделении музучилища при Консерватории. Решила, что в МГУ смогу получить более широкое гуманитарное образование, выучить дополнительные языки, освоить философию, развить свой навык анализа художественных произведений в области не только музыки, но и архитектуры и искусства».

Некоторые бывшие студенты выбрали вуз, вдохновившись своими школьными учителями. Александра Орешенкова, выпускница географического факультета 2004 года, вспоминает: «Я была первая, но не последняя, кто с легкой руки нашей школьной учительницы поступил на географический факультет МГУ (хотя сама она не советовала нам туда поступать). Решение я приняла где-то летом между 10 и 11 классом. С первого раза я, конечно, не поступила. Мама советовала идти в Педагогический или в МИИГАиК, но я хотела только в МГУ, прошла по полупроходному баллу, географию сдала на 4, спасло сочинение и моя любовь к Татьяне Лариной. Интересно, что я не поступила, когда был самый низкий конкурс лет за десять — 6 человек на место, а поступила при самом высоком конкурсе — 8 человек. И это было к лучшему, потому что многие преподаватели отзывались о предыдущем курсе как о слабом, а наш курс был сильный, учиться было интересно. Родителям сегодняшних выпускников хочу сказать, что благодаря этому году между школой и вузом, я очень ценила свою студенческую учебу, больше, чем многие однокурсники, которые пришли прямиком из школы. И закончила специалитет с красным дипломом».

Некоторые экс-студенты впитывали атмосферу альма матер, учась в «Школах юных» при факультетах университета. Так, на Дениса Сдвижкова, окончившего исторический факультет в 1992 году, «магически действовал сам воздух Воробьевых — тогда еще Ленинских — гор. Существовала — и до сих пор благополучно существует — при истфаке Школа юного историка, которую я стал посещать класса с 9-го, так что «1-й ГУМ» (1 корпус гуманитарных факультетов), еще не будучи студентом, знал досконально».

С подготовительных курсов началась учеба и для Даниила Сидорова, выпускника факультета журналистики 2011 года, а в настоящее время — главного редактора молодежного интернет-журнала «Татьянин день», зародившегося в стенах нашей церкви в 1995 году: «В старшей школе я долго думал, куда идти учиться и чем заниматься в жизни. Однажды друг нашей семьи предложила попробовать силы, поступив на подготовительные курсы журфака МГУ. Тогда я решил, что журналистика — возможно, то, что мне нужно».

Среди выпускников МГУ есть и те, кто находился среди первых студентов новых, ещё только учрежденных в то время факультетов. «Для себя я решила, что профессия социолога мне интересна, а таких факультетов было очень мало, — говорит Мария Шеламова, выпускница социологического факультета 1994 года. — И вдруг я узнала, что при МГУ есть отделение социологии при философском факультете. Поступила на заочные подготовительные курсы. А в год поступления прямо вслед за зачислением мы узнали, что учиться будем уже на отдельном социологическом факультете. Думаю, мне повезло, что тем летом в связи с организацией нового факультета набор расширили. Закончила учебу с красным дипломом».

Фото: официальный сайт МГУ 

Воспоминания

Все выпускники Московского Университета тепло вспоминают полные событий и впечатлений студенческие годы. Ирина Дорфман рассказывает, что её «самое невинное воспоминание — прогулка по крыше студенческого общежития. Самое значительное событие за время моей учебы — свадьба в середине 3 курса, как раз в начале каникул, незадолго до Татьяниного дня. Пожалуй, это была вполне «студенческая» свадьба, друзей-студентов среди гостей было примерно столько же, сколько родственников. Праздновали у нас дома, тосты говорили на разных языках (в том числе на мертвых)».

Даниил Сидоров описал свой первый Татьянин день: «Мы с другом хотели попасть на праздничный вечер в Главное здание МГУ, а оказалось, нужно специальное приглашение. Так что мы ели бутерброды в кафе, катались на лифте по этажам, бродили по сугробам и балагурили. Было здорово».

Неотъемлемая часть университетских воспоминаний — студенческие практики. «Особенно вспоминаются первые геологические практики в Крыму по окончании 1 и 2 курсов (на втором курсе вместе с буровой практикой это составило целых два с половиной месяца на учебном полигоне МГУ под Бахчисараем), когда все особенно сблизились благодаря общему быту и самостоятельным маршрутам по полуострову в учебных бригадах», — отмечает выпускница геологического факультета 1988 года Наталья Соколова.

Но чтобы проникнуться атмосферой университета, некоторым было достаточно и пары лет в его стенах: «Хотя я не была студенткой МГУ, а пришла сюда только в аспирантуру, это были очень насыщенные годы, которые питают до сих пор мою творческую и научную фантазию, — говорит Юлия Анохина, выпускница аспирантуры факультета иностранных языков 2001 года. — В аспирантские годы я открыла для себя мир московских театров и концертных залов, стала театралом и меломаном, очень полюбила московские библиотеки и пришла в Церковь. Моё воцерковление совпало с началом серьёзной научной работы. Первую православную Пасху я отпраздновала в свой первый аспирантский год».

Конечно, каждый выпускник, говоря о годах учебы в альма матер, всегда вспоминает преподавателей, их лекции и то, чему удалось научиться. Например, Лариса Копылова рассказала о том, что ей довелось учиться «у замечательных профессоров Дмитрия Сарабьянова, Михаила Алленова, Виктора Гращенкова и многих других. Сама история искусства — яркое воспоминание. Время моего обучения в МГУ совпало с падением железного занавеса и приобщением к огромному корпусу текстов мировой культуры: художественных и философских. Мы запоем читали непрерывно выходившие новые книги, ходили на лекции Сергея Аверинцева и Владимира Бибихина. Открытие таких христианских писателей, как Клайв Льюис или Толкиен, тоже случилось тогда (кстати, книга Льюиса «Просто христианство» была прочитана по совету нашего преподавателя Алексея Расторгуева, который прочел нам на спецкурсе лекцию о литургии). Первый опыт воцерковления тоже относится к университетским годам».

Лидия Матвеева, выпускница факультета психологии 1971 года, вспоминает «лекции замечательных учителей А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, Б.В. Зейгарник с одной стороны, а с другой, участие в капустнике, посвященном факультету,где мы исполняли русалок “Филологического болота”».

«Мы учились в очень интересные и сумбурные времена, — говорит Мария Шеламова. — На полках магазинов порой не было продуктов, но в столовых (откуда?!) всегда находилось что-то поесть. Самые яркие впечатления были о людях, преподавателях и студентах, с которыми сводила судьба. Помню, кто-то дал почитать Библию в общежитии, ничего тогда не поняла из Книги. Помню, как штудировали классиков марксизма-ленинизма весь первый курс в библиотеке с утра до вечера. Помню, как в субботу к первой паре, на которую не пускали опоздавших, мчались на лекции по психологии профессора Асмолова, заканчивавшиеся аплодисментами стоя… Прекрасные занятия Щербины по социологии труда. И конечно, замечательного профессора Долгорукова, руководителя курса, который никогда не давал нам готовых рецептов, заставляя искать свои ответы на все вопросы науки и жизни». 

Студенческие гуляния на Тверском бульваре 

Празднование

«Начиналось все с поздравления всех подруг-Татьян с именинами, — вспоминает Екатерина Айрапетова, — утром 25-го января ехала в храм. Продолжался день в каком-нибудь кафе с друзьями или в гостях. Или на катке».

«Я шёл на литургию в Татьянинский храм, а потом мы праздновали с друзьями (у одного из них 25 января как раз день рождения), — говорит Даниил Сидоров. — Это был очень радостный и светлый день».

Для кого-то, например, Дмитрия Везломцева, 25 января — едва ли не важнейший день в году: «Мою жену зовут Татьяна, я учился в Университете основанным в этот день, наконец, я родился 25января. Так что, вся жизнь вокруг этой даты!». 

 
Фото: patriarchia.ru 

Пожелания

«Хотела бы пожелать сегодняшним студентам относиться к образованию не утилитарно (когда образование воспринимается как путь к успешному трудоустройству и высокой зарплате), а более серьёзно и глубоко. Хотелось бы, чтобы нынешние студенты сохранили такое отношение к образованию, при котором не просто усваиваются навыки, но формируется личность».

Юлия Анохина.

«Нынешним студентам я бы пожелала научиться гармонично сочетать то, что составляет сейчас их жизнь — учебу, увлечения, личную жизнь, первые шаги в выбранной профессии — чтобы не пропустить и не отложить на потом чего-то важного».

Ирина Дорфман.

«Желаю наслаждаться общением с умными, яркими людьми в лице их профессоров, потому что отношения «мастер — ученик» или «студент — преподаватель» — самое бескорыстное и прекрасное, что есть в жизни. В МГУ — концентрация умных людей с большой долей вероятности выше, чем она потом будет в жизни. Надо ценить это время».

Лариса Копылова.

«Что пожелать? Я учился с 1986 по 1992 гг. (два года съела Советская армия) и вышел из стен alma mater совсем в другой стране. В 1990-е годы вполне могло казаться, что в этой новой жизни нет места идеализму. Но угар подрассеялся, что-то стало на свои места, ценности не перестали быть ценностями. Любовь к знаниям, удивление миром остается в этом ряду, и этой любви могу искренне пожелать. И любите историю. Она, может быть, и не учительница жизни, но увлекательная спутница».

Денис Сдвижков.

«Хочу пожелать студентам в это праздник продолжать искать ответы на жизненные вопросы, и сейчас, и всю оставшуюся жизнь, не останавливаться в этом поиске Истины, ведь как известно, кто ищет, тот всегда найдет».

Мария Шеламова.

«Сохранить лучшие качества, которыми всегда отличались их коллеги: открытость, честность, солидарность, отзывчивость, стремление докопаться до истины. Помните, в “Собачьем сердце” профессор Преображенский объяснял доктору Борменталю, почему не может его предать: “Я московский студент, а не Шариков”. Это не пустые слова».

Даниил Сидоров.

Подготовили Михаил Еремин и Виктория Артемьева 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале