Студенты рассказали, как поступили в вузы со второго раза

Историями своего поступления делятся студентка философского факультета МГУ Рената Девитьярова из Екатеринбурга и студент исторического факультета Московского городского педагогического университета Никита Сиропов из подмосковного Королева.
 
Фото: РИА Новости  

Два ЕГЭ в течение года: из «маргиналов» в студенты МГУ 

Чтобы реализовать свою мечту об арт-журналистике, Рената Девитьярова из Екатеринбурга заново сдала ЕГЭ через полгода после окончания школы. Набрала 273 вместо «дебютных» 214 баллов и отправилась покорять философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, сообщает РИА Новости.

Завершая обучение в одном из лучших лицеев Екатеринбурга на практически одни «пятерки», я пребывала в полной уверенности, что поступлю в столичный либо территориальный вуз без особых сложностей.

Но баллы разочаровали. Пришлось соглашаться на платное обучение в Уральском федеральном университете. Сидела на лекциях, сдавала первую в жизни сессию, но отказаться от первоначальных наполеоновских планов не могла.

Свою любимую науку (философию) я хотела изучать в лучшем национальном университете, каковым считаю МГУ. Это и в карьерном отношении гораздо перспективнее, а я всегда стремилась к академической карьере. Поэтому после той сессии забрала документы из УрФУ и снова стала готовиться к ЕГЭ.

Это было в 2010 году — культура подготовки к Единому экзамену с тех пор ушла далеко вперед. Тогда, например, не было принято участвовать в школьных олимпиадах, судя по нашему лицею. А полки книжных магазинов не ломились от изобилия настольных руководств, пособий и советов знатоков экзаменационной процедуры. Довольствоваться приходилось минимумом в виде справочника ФИПИ.

Но перечисленные выше трудности — это семечки по сравнению с прессингом, который обрушился на меня со стороны школьных учителей, подруг, близких людей, к которым обращалась за советом.

 
                                                                Философский факультет МГУ 

Мне предрекали оглушительный провал. Якобы все сдающие ЕГЭ повторно делают это плохо. «И зачем тебе этот позор?». Меня убеждали, что невозможно в МГУ поступить просто так, без связей и денег. «Ну, потеряешь год…», «Лучшее — враг хорошего, сиди в УрФУ, эта синица у тебя уже в руке», — звенело в ушах от советов.

Рискуя показаться недипломатичной, упомяну об удивительном открытии, осмысленном мною лишь теперь. Не так сложно сдавать единый экзамен второй раз, как вынести комментарии посторонних наблюдателей.

Другой психологический момент. Сидя дома «на пересдаче ЕГЭ» (пока готовилась), я чувствовала себя маргиналом, ибо оказалась за бортом, нигде. Ни в университете, ни в школе. Да еще и в уникальном меньшинстве. Сами судите: в Уральском лесотехническом университете, где мне предложили пересдать экзамен, я была единственной абитуриенткой в аудитории. Тоже щекочет нервы.

Но такова была моя амбиция — «зайти» в МГУ без репетиторов. И получилось!

Я не художник, сама не рисую. Искусство меня занимает лишь как предмет философского изучения. Поэтому и выбрала направление на стыке философии и искусствознания: «Историю и теорию мировой культуры». Сдала дополнительный экзамен по обществознанию, добилась своего. Одно из пяти выделенных государством бюджетных мест досталось мне.

И оно мне очень понравилось, это бюджетное место. Окончив бакалавриат философского, я поступила в магистратуру исторического факультета. Повстречала на обоих отделениях достойнейших людей, преподавателей. Все они самобытны и прекрасны, а большинство блистательны.

Другое дело — рамка моих личных притязаний, сил, возможностей. И, главное, времени. Времени из моего личного бюджета на это бюджетное место очень часто не хватает. И, к сожалению, это моя проблема не оригинальна. Ею болеют многие сокурсники. В том числе бывшие: многим пришлось уйти из МГУ из-за несовпадения взглядов на порядок расходования государством их личного образовательного времени.

На первых курсах присматриваешься к педагогам, углубляешься в стационарное расписание наук, факультативов. Тут вопросов нет. Но далее ты способен уже где-то и самостоятельно подобрать себе занятие, выбрать то, к чему тяготеешь. Потратить бюджетное время на то «бюджетное место», которое актуально лично для тебя в данный текущий момент.

Учтем при этом, что на первых порах кому-то больше нравится профессор N, а кому-то доцент Y. Потом поклонники меняются нередко объектами своих увлечений, что тоже нормально – они же рассказывают друг другу о лекциях, делятся отзывами. Поэтому мне кажется, что эффективность общей работы и уровень счастья в вузе в целом вырастет, если позволить слушателям самим формировать себе расписание. Хотя бы на последних курсах.

По моим наблюдениям, формат безучастного «отбывания» лекций вредит и студентам (гасит их интерес к наукам), и преподавателям, некоторые из которых отучаются от обратной связи со своей аудиторией.

Есть и другая сторона медали. Поскольку многие современные проекты реализуются в междисциплинарной области, студенты, стремящиеся к фундаментальности и комплексному осмыслению научных проблем, вынуждены лихорадочно менять специализации и университеты в попытках приобрести желаемый набор выпускных компетенций. Тратя, как пассажир подземного транспорта, драгоценное время на утомительные пересадки, вместо того чтобы пешком дойти до них по земле, ориентируясь на местности самостоятельно. Думаю, мой любимый вуз может себе позволить организовать гибкое расписание в расчете на инициативу студента. Уверена заранее, что это никому не повредит.

Совет абитуриентам

Не откладывать подготовку к вузу на 11-й класс. Лучше заняться этим в летнее время, с чувством и толком, не спеша. В течение последнего учебного года предстоит немало «пробников», проверочных и прочих «измерительных» работ. Лучше все делать заблаговременно. 

Не поддался соблазну изменить истории 

Никита Сиропов из подмосковного Королева с детства мечтал заниматься историей. Поэтому и поступал на истфак Московского городского педагогического университета. За десять минут до объявления результатов «первой волны» его имя вылетело из списка. Был импульс развернуть штурвал в другую специализацию, но он совладал с собой. И не ошибся: поступил «второй волной». О своем опыте Никита рассказал РИА Новости.

 
МПГУ. Фото: РИА Новости  

Еще пятиклассником я получил в подарок массивную «Историю войн» с описанием и картами самых великих сражений от Древнего Египта до современных Балкан. И заболел историей. Выбрал истфак Московского городского педагогического университета. Но на всякий случай «положил» документы в Московский педагогический государственный университет, Российский государственный социальный университет, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Перевозил их своими руками, а не по почте. Пожалуй, никогда в своей короткой жизни я так много не путешествовал. Не в качестве скучающего пассажира или подневольного курьера, а себе на радость. Прежде всего, читал на форумах отзывы об институтах, а потом отправлялся по адресам. Обходя приемные комиссии, интересовался не только образовательными программами, но и архитектурой зданий, их историей.

Врезался в память 36-этажный «свадебный пирог» Главного здания МГУ на Воробьевых горах. Одна из восьми сталинских высоток. Или семи, вернее, по числу семи холмов, на которых строили город. Восьмая осталась в проекте. Так что вступительные стрессы как таковые я не испытал, растворив их в радости знакомства с третьим Римом.

Дни в столице стали, кроме того, полезным, если не уникальным опытом самостоятельности. Приходилось сравнивать преподавателей, особенности расписаний вузов. И выбирать буквально на ходу. Вот это тренировка для ума и духа!

Наступил последний день приема подлинников документов. Нервным комком сижу в МГПУ, жду результатов. Числюсь 15-м в списке «бюджетников» из 18-ти фамилий. Но минут за десять до счастливого финала соискатель из другого вуза перешел дорогу, вытеснив меня с моими 239 баллами. Ужасное огорчение.

Конечно, у меня возник, не скрою, колоссальный соблазн подать бумаги на другую кафедру. На факультет рекламы и связей с общественностью, к примеру. Но удержался, делу своей жизни изменять не стал. Решил заплыть во «вторую волну». И, видите, заплыл.

Советы абитуриентам

Играйте на всех клавишах, учитывайте все нюансы. На первой волне меня обошла девушка с более низким баллом ЕГЭ, но обладавшая яркими личными достижениями в области волонтерской деятельности и участия в олимпиадах. Вот когда я осознал, что означают школьные олимпиады для поступления. Они прибавляют до 10 баллов к личному рейтингу. Так что не следует пренебрегать таким серьезным преимуществом. 

Вторая подсказка. Выбирая репетиторов по сайтам объявлений (родители благородно доверили мне этот процесс), я обязательно учитывал их компетентность в плане работы с документами Единого экзамена. Правила оформления экзаменационных работ одно из важнейших условий успеха. Не зная их, можно потерять драгоценные баллы. Даже профессор математики не напишет тест на максимальный балл, если не знает требований к его оформлению.

Третье. «Нужно все делать сразу, ничего не откладывать на потом. Иначе шлейф долгов накапливается», – говорили мне репетиторы. Этому правилу я следовал неукоснительно, выполняя их задания. И усвоил на всю жизнь.

И, в-четвертых, занимайтесь только тем, что интересно. «Выбери себе работу по душе, и ты не будешь работать ни дня», — сказал Конфуций.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале