«Чёрное золото» Николая Наседкина

В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылась выставка Николая Наседкина «Нефть. Личная история».
 
 Фото: Tretyakovgallery.ru 

Художник уже более двадцати лет работает с нефтью, нефтяной суспензией — «чёрным золотом», и чёрный для его работ — самый востребованный цвет, хотя в палитре художника есть и другие тона. Яркие краски возникают в инсталляции и на полотне как всполохи, передающие движение, изломы, морщины — нечто болезненно-тревожное. Будто то неоновые струи композиции «Лес после пожара» или живопись «Сумасшедшего дома» (в 1976 году Николай Наседкин работал санитаром в психиатрической лечебнице). В ряду «нефтяных» работ Наседкина можно назвать «Пашню» (2011), «Black» (2013) и «Родню» (2017), «Пейзаж. Место рождения» (2018) и др.

«Чёрное — это абстрактный фон. Этот цвет притягателен, поскольку придаёт произведению монументальную отстранённость от реализма. Чернота — это место, где ничего нет, пустота, и иногда это даже волнительно, ведь «Квадрат» Малевича — это прежде всего вопрос, вопрос философский и религиозный. Чёрный — это барьер, который я пытаюсь понять и преодолеть — говорит художник. — Нефть по своим оттенкам тёплая, но, главное, она светоносная. Обычная чёрная краска, напротив, поглощает свет. Однако я и представить себе не мог, как нефть себя поведет… Обстановка в мастерской была ужасной: дикий запах, скользкие, липкие полы… Всё это поднималось, сохло, опять опускалось, потом сушилось на солнечных лучах — процесс изнуряющий. Я начал искать максимальную выразительность в этом материале. Планы оказались грандиозными».

 
 Фото: Tretyakovgallery.ru 

С темой нефти как национального богатства родной страны у Николая Наседкина тесно пересекается понятие духовного родства, ностальгии по далёким и, возможно, не до конца понятым предкам. В попытке восстановить историю своего рода, художник отправился в Воронежскую область, в село Алёшки, зафиксировав свои наблюдения, встречи, радостные и печальные открытия на видеокамеру, материал которой также представлен в экспозиции Новой Третьяковки. Глубоко личный фильм о русской глубинке, эта документальная съёмка, по сути, — отсылка к распутинской деревне Матёре, уходящей в Лету. Герои фильма ведут себя по-разному, в своих действиях они искренни, чем и обусловлен стиль т.н. внезапного интервью. Повествование о нелёгкой судьбе тружеников пустеющей деревни в форме экспромт-интервью легла в основу этого небольшого фильма.

Образы рассказчиков стали прототипом ростовых «нефтяных» портретов на крафтовой бумаге, их лица темны и как бы обожжены временем, а натруженные руки свидетельствуют о тяжёлом крестьянском труде (серия «Портреты родных»). В земле, возделанной этими узловатыми руками, течёт и бьётся нефть — как уж не вспомнить тут героев «Окраины» Павла Луцика: «В прошлом году в степь на хутор Романовский приехали бурильщики и начали бурить землю. Бунтовали хуторские мужики, но усмирили их быстро…».

 
 Фото: Tretyakovgallery.ru 

По словам Наседкина, основой для работы над портретами были фотографии, которые сохранились у его родственников и в архиве его жены. Натурных набросков достаточно мало (только с родителей, брата и сестры). Портрет своего прадеда Николай Наседкин реконструировал по рассказам отца.

Работая не столько над «золотом», сколько над собственной памятью, художник обращается и к глобальным образам: на выставке представлено скульптурное панно «Русская стена. Светопад», голографический эффект которой определяется прожектором и углом зрения смотрящего. Металлический лист во всю стену, как бы нефтяной поток, струящийся по стене. Оптический эффект присутствует и в объекте «Дом»: рассматривая его, само изображение зритель увидит только сбоку. Из крупных панно Наседкина также стоит отметить «Красную площадь» более ранней коллекции (2010 год), «Красную Москву» – в представлении художника, жизнь огромной страны и личная жизнь в деревне Алёшки неразделимы.

Нефть вызывает самые разные ассоциации — для кого-то она не более чем полезное ископаемое, один из двигателей экономики. Она и жизнь, и смерть, причина жестких конфликтов и важнейшее звено промышленности. Это сложное вещество само по себе — уже некоторое свидетельство о прошлом: нефтяная плёнка, как плёнка старого диктофона, несёт информацию о жизни земли, мира, что был до нас.

 
 Фото: Tretyakovgallery.ru 

«Нефть нас греет, кормит, она заключает в себе массу всевозможных смыслов. В искусстве её природа проявила себя неожиданно. Нефть смывает своими потоками все на своем пути, отчего в произведении появляется что-то ускользающее, трудно определимое и практически неконтролируемое. Как в жизни» (Н. Наседкин).

Всего в экспозиции «Нефть. Личная история» представлено 25 произведений Николая Наседкина, включая 18 живописных и графических работ, два панно, три объекта, масштабное фотографическое панно и его документальный фильм.

Выставка продлится до 10 ноября.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале